53 подписчика
КОВЧЕГ 1553 года в собрании ГМЗРК
Воспоминания искусствоведа Василия Пуцко о создании в Ростовском музее экспозиции древнерусского искусства. Экспозиция эта, с изменениями, существовала до начала реставрации Митрополичьих хором (Самуиловна корпуса). Статья опубликована в «Сообщениях Ростовского музея», выпуск 14 (Ростов, 2003)
«…К сожалению, образцы мелкой пластики редко обращают на себя внимание посетителей музея. Мы с художником-оформителем сделали все возможное, чтобы показать красоту этих произведений прикладного искусства.
В одной из витрин этого зала вместе с каменными и резными деревянными крестами выставлена деревянная полихромная иконка с изображениями Николы, ростовских святых и митрополита Алексия: это часть того же диптиха, что и резная иконка и изображениями ростовских святителей Исайи, Леонтия, Игнатия и Иакова и митрополита Петра из Спасо-Преображенского собора в Рыбинске, ныне в Рыбинском музее.
Представлялось очень желательным установить происхождение мастерски выполненных костяных резных накладок, судя по всему запрестольного креста. Но эти намерения так и остались неосуществимыми.
Вообще поле работы было столь обширным, что только по молодости лет можно было стремиться охватить настолько разнообразный материал одному исследователю.
Рядом с русскими изделиями оказался ковчег-мощевик 1553 г., из церкви с. Макарова, сербской работы круга мастера Авраамия Хлаповича,
вероятно поднесенный Ивану Грозному приходившими за материальной помощью монахами.
В 1812 г. ковчежец попал в руки французов, выбросившим из него мощи, был отбит в числе иных награбленных мародерами вещей и помещен кн. А.Б. Куракиным в церковь, сооруженную им в 1818 г. Там нашли изделию новое применение, для чего пробили на крышке много круглых отверстий: чтобы не покрывался плесенью Агнец, приготовленный для Литургии Преждеосвященных Даров. На выяснение всех этих обстоятельств тогда ушло немало времени, но поиски оказались увлекательными, и в конечном итоге была написана статья, которую сербы охотно напечатали в 1969 г.
И сегодня я уверен в том, что в витринах экспозиции древнерусского искусства Ростовского музея лежит материал для многих исследовательских работ, порой с неожиданными выводами. Ведь в этом направлении были тогда сделаны только первые, порой неуверенные шаги.
Сейчас наступила пора широких возможностей, потому что стал иначе представляться круг культурных явлений, вызвавших подобные произведения к жизни…»
2 минуты
4 сентября