56 подписчиков
страсти бытия: любовь, ненависть, невежество
(смысл, наслаждение Другого, фаллическое наслаждение)
коль завязалась дискуссия с обращением к глубинам памяти (см. комментарии к предыдущей публикации), я сошлюсь для справки на всю тройку страстей в том виде, как она представлена в текстах Лакана в 1954 и в 1974 годов
1. Семинар I (1954)
Данная схема [шестигранник] воплощает собой следующее - только в измерение бытия, а не в измерение реального, могут быть вписаны три основные страсти: на стыке символического и воображаемого - излом, ребро, если хотите, называемое любовью; на стыке воображаемого и реального - ненависть; на стыке реального и символического - неведение.
2. Варианты образцового лечения (1955)
Дело еще и в том, что в силу самого предназначения своего психоанализ является практикой, зависящей от того, что есть в субъекте наиболее частного и специфичного, и когда Фрейд настаивает на этом, доходя даже до утверждения, что в анализе каждого конкретного случая вся аналитическая наука должна ставиться под сомнение (см. «Человек с Волками», passim, где все обсуждение случая на этом принципе и построено), он достаточно ясно указывает анализируемому путь его подготовки.
И аналитик действительно не станет на этот путь, пока не сумеет разглядеть в своем знании симптом своего невежества, и притом в смысле чисто аналитическом, где симптом является возвращением вытесненного путем компромисса, а вытеснение, как и в других случаях — цензурой, которой подвергается истина. Что же до невежества, то его следует понимать здесь не как отсутствие знания, а, наряду с любовью и ненавистью, как одну из присущих бытию страстей, ибо и оно может, подобно тем двум, стать путем, на котором бытие формируется.
2,5 в Направление лечения (1958) тоже стоит заглянуть
3. La Troisième l'intervention au congrès de l'EFP à Rome (1974)
Лакан приводит знаменитую схему боромеева узла (см. рисунок выше), где любовь соответствует смыслу на пересечении Воображаемого и Символического, ненависть соответствует наслаждению Другого на пересечении Реального и Воображаемого, невежество соответствует фаллическому наслаждению на пересечении Символического и Реального
1 минута
4 сентября 2024