Найти тему
13 подписчиков

За что современники ненавидели Мольера? Угадать несложно: за то, что в его пьесах они видели самих себя, как в беспощадном зеркале, которое без прикрас отражало все их пороки.

За что современники обожали Мольера? Да за то же самое, с той только разницей, что им нравилось, как те же самые пороки он подмечает и гениально высмеивает в других.
Пресловутые "маркизы" и "мещане во дворянстве" которые в глазах современников великого драматурга становились всеобщим посмешищем, дошли до нас из XVII века практически в неизменном виде. Костюмчики другие, а суть примерно та же: лицемерие, разврат, трусость, ханжество, алчность... Все это никуда не делось, цветет махровым цветом. Мольеров на них не напасешься! Хотя зачем новые Мольеры, когда вот он, перед нами, покрикивает на несобранных актеров и тщетно пытается призвать свою труппу начать репетицию.
Спектакль театра "Школа драматического искусства" (ШДИ) как раз с такой сцены и начинается. Вот-вот прибудет король, а Мольеру никак не удается придумать новый сюжет и тогда он призывает на помощь главную музу тех, кто вовремя не подготовился - импровизацию. Так начинается экспромт.
Режиссер спектакля "Мольер. Экспромт" Олег Малахов, он же Жан-Батист Поклен, на заре своей актерской карьеры придумавший себе псевдоним Мольер, виртуозно перемещает актеров из одной пьесы в другую, пытаясь придумать очередную новинку для развлечения монарха. То в "Версальском экспромте" он разыгрывает ссору с женой (Мария Киселева) и обучает актера правильной интонации, с которой должен являться Юпитер. Получается, правда, почему-то немного похоже на рэкетира из 90-х. Пусть так, зато смешно.
Любовную сцену репетируют прямиком из "Тартюфа" и тут весь зал просто умирает от смеха при виде того безумного антуража, который окружает объяснение влюбленных. Мольер при этом вытаскивает из зала первых попавшихся зрителей (каких-то подозрительно артистичных) превращает их в луну, звезды, лося или змею (Какой лось? Какая змея?) При этом дело происходит в полночь, когда влюбленные вдруг решили отправиться по грибы. Ха-ха. Все это настолько же абсурдно, насколько уморительно смешно. Просто сцена века!
Затем на режиссерский суд по очереди являются "Господин де Пурсоньяк" и сатирические персонажи кулинарно-кондитерского свойства: Жульен(Константин Сакович), Оливье(Андрей Лушников) и Круассьен(Кирилл Селиверстов), затем их место занимают "Смешные жеманницы", попутно Мольер ловит мух и танцует в стиле брейк-данс (это надо видеть!), ну а на закуску критики пьес Мольера с одной стороны и его защитники с другой, сражаются в полемических баталиях в "Критике "Школы жен", а антагонист Мольера, напыщенный Господин Досталь (Иван Товмасян) всячески старается уколоть драматурга в прямом и переносном смысле. Едва не доходит до дуэли, но, слава богу не доходит. И без балета не обходится. С балетом в пьесах Мольера, как известно, всегда было все в порядке.
Оказывается, гротескные персонажи с выбеленными лицами гораздо ближе нам, чем кажется на первый взгляд. В их костюмах, лишенных избыточной яркости, почти черно-белых, если не считать нескольких золотых и алых акцентов, присутствует талантливая незавершенность и небрежность, как и в интерьере. Назвать место действия "декорацией" было бы преувеличением, ее попросту нет. Это тоже приближает спектакль к зрителю, а временами он вообще перемещается в зрительские ряды, приближая к нам тот действительно важный посыл, который вдруг прорывается из многочисленных почти цирковых реприз, беготни, мелькания, яростной сатиры, фехтования и салонных танцев.
Это ничего, что пара суровых зрительниц быстро сломавшись, сбежали из зала, зато остальные получили в награду прекрасный серьезный монолог Мольера и повод еще раз задуматься о природе сатиры как таковой.
Ну а новый спектакль для короля подготовить так и не успели. Се-ля-ви. Ничего, сыграют в следующий раз.
3 минуты