205,7 тыс подписчиков
Как за 30 секунд стихия унесла жизни 25 тысяч человек: в 1988 году в Армении произошло одно из самых мощных землетрясений в мире
Подземные толчки начались 7 декабря в 11:41 по местному времени. Эпицентр бедствия пришелся на город Спитак, который за считанные секунды превратился в руины. Там интенсивность землетрясения достигала 9–10 баллов, что сравнивают с разрывом нескольких атомных бомб. Близлежащие Ленинакан (сейчас — Гюмри), Кировакан (сейчас — Ванадзор) и Степанаван пострадали лишь немногим меньше.
Всего обрушилось 7,5 тыс. жилых зданий, были выведены из строя огромные участки железных и автомобильных дорог, линии связи, мосты также были уничтожены. В пострадавших районах проживали почти 1,1 млн человек — примерно треть всего населения республики.
Анаит Галаджян, пострадавшая из Кировакана, вспоминает, как спасала своих детей: «Все здание шаталось, а сверху падали большие черные камни. Старшего, держа лишь за одну руку, я вывесила из окна, насколько это было возможно. И его смогли принять внизу. Младшего, комочек в пеленках, пришлось буквально выбросить в окно... Слава богу, внизу встречало уже сразу несколько пар рук — понабежали соседи. Потом, уже почти теряя сознание, выпрыгнула в окно я сама».
В Спитаке под завалами оказались десятки тысяч человек. Кто-то погиб сразу, а некоторые по несколько дней ждали помощи, теряя последние силы. Пока не подоспели спасатели, жители города сами разгребали завалы голыми руками, раздирая их в кровь.
Вышел выпуск программы «Время», полностью посвященный землетрясению, — и уже через несколько часов в Армению начали стекаться добровольцы со всего СССР. Когда новость о жуткой катастрофе облетела мир, сразу 111 государств решили оказать помощь. Среди них были Великобритания, Италия, Ливан, Израиль, Бельгия, Норвегия, Франция, ФРГ, Швейцария. В Армению отправили грузы со спасательным оборудованием, продуктами и медикаментами, кроме того, прибыли иностранные специалисты по ЧС и медицине катастроф. Самолеты со всех континентов буквально каждые несколько минут приземлялись в Армении.
Для поиска выживших и погибших под завалами привлекли советских кинологов с собаками, а также сотрудников спасательных служб Австрии и Франции. «Примером нам служили зарубежные коллеги. Они были подготовлены от и до: и технически, и физически», — вспоминает альпинист-спасатель Агван Чатинян.
Зима 1988-го была холодной, а работать пришлось в горной местности. Разрушенные дороги не позволили эвакуировать людей из зоны бедствия автотранспортом в первые же дни. Поэтому неподалеку от эпицентра трагедии было развернуто около 50 тысяч палаток и 200 полевых кухонь. Ситуация усложнялась еще и тем, что в пострадавших городах были разрушены больницы. Приходилось выкручиваться: например, в Спитаке раненых свозили на городской стадион «Базум» — там им оказывали медицинскую помощь.
Пережившие землетрясение люди боялись заходить в здания — под землей все еще чувствовались редкие толчки. Практически никто не решался возвращаться домой, местные разводили костры и жгли покрышки, чтобы согреться. И кое-как засыпали под открытым небом.
Всего из-под завалов спасли 16 тысяч человек, а вывели из зоны разрушения больше 40 тысяч. В результате землетрясения погибло более 25 тысяч взрослых и детей.
Работавший на месте трагедии кинооператор Юрий Горулев еще множество раз будет вспоминать самый длинный и самый жуткий план из всех, что ему приходилось снимать: «Мы проехали 10 минут по улице, которая вся была уставлена гробами. То есть вот я включил камеру, у меня была большая кассета на 120 метров, я ее включил и отпустил только когда закончилась пленка».
2 минуты
7 сентября 2024