1488 подписчиков
Самое раннее воплощение этого «канона» мы находим в материалах V – IV вв. до н.э. культуры голасекка (илл. 104, 1) в Юго-Восточной Швейцарии: «Крупная, тяжелая литая фибула с овальной в сечении и симметричной спинкой, короткой ножкой и подвесками-амулетами – двумя кольцами с «пуговками» (на одном – девять, на другом одиннадцать) принадлежит к самым ранним формам пиявковидных фибул позднеальпийского типа С» (Железный век, 2020. С. 425).
Хотим обратить внимание на два обстоятельства. В связи с тем, что подвески были нанизаны на иглу фибулы – это единый комплекс. Интересно, что нечто подобное (кольцевидная подвеска была закреплена на фибуле), было воспроизведено на Средней Волге через тысячу лет в погр. 43 Коминтерновского II могильника (Казаков, 1998. С. 143. Рис. 31). Кроме того, количество выпуклин на швейцарских амулетах – девять и одиннадцать. Нечетное количество выпуклин будет воспроизводиться на большинстве изделий такого рода, на протяжении всей истории их бытования.
Таким образом, канон (за которым, помимо всего прочего, стоят не только эстетические, но и идеологические представления) подвесок-амулетов с выпуклинами сложился в Центральной Европе в середине I тыс. до н.э.
Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
1 минута
10 сентября 2024