Найти в Дзене
15 подписчиков

Бухгалтер вы или юрист, учитель или врач, сантехник или художник, водитель троллейбуса или, быть может, у вас иная профессия — я знаю, в вашем опыте есть упущения, оплошности, промахи, просчёты и даже косяки. Всё многообразие синонимов к слову «ошибка» можно услышать на консультации от клиентов, да и не только на консультации, но и от близких людей, включая и себя.


Ошибки никто не любит, а за их совершение принято наказывать. И кажется, эта конструкция «ошибка-наказание» весьма логичная, ведь все мы хотим, чтобы ошибок было меньше, а лучше — исключить их вовсе.

Что же не так?

Сегодня, вспоминая свои косяки в работе, я хочу поделиться эволюцией своего отношения к своим промахам. И поможет в этом когнитивная реструктуризация. Предлагаю нырнуть глубже в проблему вместе со мной.

Когда я только начинала свой профессиональный путь, как у большинства, у меня было много ошибок. А ещё были начальники. Это существенно для нашего разговора. Руководитель фиксирует ошибки, предпринимает меры по их устранению — это одна из многочисленных его функций — несомненно, важная. На моём трудовом веку мне встречались разные руководители. Каково же было моё озарение, когда я поняла, что методы управления и отношение к ошибкам моих руководителей всегда совпадали с моей моделью «управления собой».

Моя картина мира как начинающего работника мало отличалась от картины мира большинства. Ошибки — это нечто ужасное, постыдное. Совершать их нельзя. Нужно прикладывать максимум усилий для того, чтобы не дай бог не случился косяк. Я находилась во власти иллюзии о том, что если очень сильно постараться, быть максимально внимательной, аккуратной, информированной, то ошибок не будет. Но они, конечно, случались! А ещё я верила в то, что ошибка требует порицания, за ней обязательно следует наказание, санкция — хмурая бровь руководителя, лишение премии, ор на весь кабинет, заключающий смысл «не знаю как, но к 18:00 должно быть всё исправлено!». Я находилась в конструкции «Я ошиблась = Я получила наказание». И не важно, накажет руководитель меня или нет, я-то сама себя ТОЧНО накажу — да, хмурой бровью, стыдом, ещё большим давлением «старайся лучше!».

А теперь интересно. Поскольку эта конструкция живёт в моей голове, то санкции руководителя воспринимаются как НОРМА, как нечто естественное, хотя и чрезвычайно дискомфортное. Я начинаю злиться на своего руководителя, бояться его, реже попадаться ему на глаза, а о проявлении инициативы вообще речи нет. Любое начинание чревато новыми ошибками — ну его, это начинание! Но самое главное, повторю — я воспринимаю это как НОРМУ, а значит, ещё больше стараюсь, усиливаю контроль за своими действиями и пробую на вкус избегание, отказываясь от амбициозных профессиональных задач…

Рано или поздно такая модель приводит к хронической усталости, истощению, апатии, выгоранию. Что случилось и со мной. Такой кризис, к счастью, для меня оказался отправной точкой для перестраивания системы. Я усомнилась в нормальности, правильности такого построения. Наказание за ошибки не приводит меня к избавлению от ошибок. Возможно, лишение меня премии под новый год за выставленный несвоевременно счёт партнёру может быть и НЕ НОРМА? Возможно, ожидание отмашки от руководителя по любому пустяковому вопросу, дабы не огрести по полной впоследствии — может быть НЕ НОРМА?
Возможно, отсутствие профессиональных планов и нежелание их формировать — может быть НЕ НОРМА?

Что если это мне не помогает, а мешает развиваться и двигаться к своим потребностям? Требовалась иная конструкция «Я ошиблась = Я получила опыт». Ошибка — не оплошность, это закономерный этап освоения любого навыка, проба, попытка приблизиться к нужному результату. Нельзя из точки А по прямой, одним прыжком оказаться в точке Б. Запрет на пробу, на опыт — запрет на развитие, запрет на анализ вопроса «что было не так в предыдущем шаге, если он не привёл к нужному результату?».
3 минуты