Найти тему

Ставим SMART-задачи: суть и польза методики 🗯


Нет, это не о smart-процессах! В посте обсудим правильную постановку целей сотрудникам.

Формулировка порой способна ускорить или наоборот — замедлить выполнение задачи. Получив абстрактное поручение, сотрудник может не так его понять, интерпретировав на свой лад, или тянуть с исполнением, если не было оговорено точных сроков.

Сравним:
❌ Повысить трафик на сайт
✅ К сентябрю повысить трафик на сайт на 25% с помощью SEO-статей

И то, и другое — задачи, но во втором случае уже сама формулировка подсказывает шаги к ее достижению. В первом же случае абстрактная цель не дает понять, когда результат будет достигнут: где этот параметр, по которому мы поймем, что трафик, наконец, повышен.

SMART — это метод, при котором исполнитель получает исчерпывающую информацию о задаче: что надо сделать, когда и как. Сама аббревиатура «smart» здесь является подсказкой, и вот почему:

Specific • Конкретность
Задача должна быть ясной и четкой. Случается так, что вместо конкретной цели описывается способ ее достижения — так не должно быть. Обозначаем саму цель, а не задачи для ее выполнения.

Measurable • Измеримость
В ход идут четкие цифры: если мы хотим увеличить количество заявок, то для цели недостаточно просто обозначить, что их должно стать больше. Называем конкретное число — в сравнении с прошлым годом мы должны привлечь на 25% больше заявок.

Achievable • Достижимость
Включаем критическое мышление: не всегда желанное можно воплотить за указанный срок или в заданных условиях. Спросим себя: насколько цель реалистична? Возможно, на данный момент это слишком амбициозно для компании.

Да, достижимость не влияет напрямую на формулировку задачи, но без нее все равно не обойтись: если цель заведомо нереализуема, то не приведет ни к чему, кроме демотивации сотрудника, на котором это все висит мертвым грузом.

Relevant • Актуальность
Учитываем актуальность задачи: ее пользу и значимость для компании на данный момент. Чтобы понять, насколько актуальна цель, решите для себя, чем она поможет бизнесу и будут ли затраты на выполнение соизмеримы полученному результату.

Time bound • Ограничение по времени
Прогресс удобнее отслеживать, когда есть четкие временные рамки. Так сотруднику проще собраться, если он выбивается из графика.

Теперь составим smart-цель из обычной цели «Повысить продажи».

✅Как именно мы хотим повысить продажи? Запустим акцию.

✅На сколько мы хотим их повысить? На 25%.

✅Сможем ли мы достичь этих 25%? Сейчас много кто проводит акции, из-за большой конкуренции можем не достичь желаемых значений. Пока поставим 15%, это звучит более реалистично.

✅А нам это вообще выгодно? Да, мы получим дополнительную прибыль и сможем закупить больше товаров на будущий период.

✅До какого срока мы хотим повысить продажи на 15%? До 1 октября.
2 минуты