1346 подписчиков
#звереввжизни
Свидетели и участники зверевских сеансов портретирования всегда были поражены тем, как из вихря движений, взмахов кисти, пятен и линий рождались шедевры.
Елена Рыбчевская-Кравченко вспоминает об одном подобном «живописном представлении»: «Наш дом понравился Звереву сразу. К приходу Толи мой муж Виктор грунтовал холсты, собственноручно делал рамки. Я тоже старалась изо всех сил, зная Толину любовь к красиво накрытому столу. Красоты хватало ровно на полчаса: на Толю “накатывало“ — все превращалось в бедлам и хаос!
Для натюрморта на белоснежную скатерть высыпалась клюква, на клюкву с размаха ставились подсвечник и бутылка вина. Тюбик с краской использовался с двух сторон. В ход шли скомканная газета, кожура от кабачков, сигаретные “бычки“. Писал легко, на всем, что попадалось под руку, без правок и переделок. Иногда хотелось сказать: “Толя, гениально, остановись!“, а он продолжал c каким-то неистовым вдохновением. Закончив, гордо ставил “АЗ“ и год создания очередного шедевра.
Он любил делать наши с Виктором портреты параллельно, парами, в ансамбле. Обычно Виктора он “схватывал“ сразу, а со мной играл, как добродушный кот с мышкой: сколько бы я ни меняла кофточки, какое бы ни придавала лицу “выражение“, от готовых портретов хотелось отвернуться!
И вот, однажды… Тоскливое, раннее утро. Толя, в трусах и кепке, заявляет: “Садись, детуля, я тебя увековечу. Надевай меха!“
Признаться, в 7 утра мне было не до бессмертия. Невыспавшаяся, в креме, злая от свалившегося на меня богемного образа жизни, в старом пальто с меховым воротником, я раздраженно плюхнулась на стул. Он работал долгий час… “О-о-ох”, — только и смогла я выдохнуть от восторга, увидев свой портрет».
🖼 Анатолий Зверев. Портрет Елены Рыбчевской-Кравченко. 1981. Частное собрание
1 минута
9 сентября 2024