14,3 тыс подписчиков
Москва в лицах: Пётр Секретарёв – человек, без которого могло бы не стать современных московских театров
О жизни этого человека, статского советника и помещика Череповецкого уезда, напоминают два строения.
Первое – большая городская усадьба на Гоголевском бульваре в стиле эклектика. Она стала примечательным памятником архитектуры: особенно отличились резные полуколонны белого камня на фасадах, пышные карнизы и венецианские окна. Считается, что такое оформление напоминает о пристрастии владельца к театральной эффектности, и сейчас оно, кстати, полностью отреставрировано, находится в отличном состоянии.
А состояние второго важного здания менее утешительное, зато история его – насыщеннее и богаче. Это скромная двухэтажка в Нижнем Кисловском переулке, где давным-давно дебютировал в качестве актёра некий «господин Алексеев» – в будущем он возьмёт псевдоним и станет легендарным режиссёром Константином Станиславским.
Открытие такого необычного частного театра началось с идеи Александра Островского. Он имел собственный интерес, когда предлагал Секретарёву создать сцену: хотелось, чтобы пьесы, которые отвергла цензура, всё же находили своего зрителя. Так в крохотном по размеру здании заработал «театр-табакерка», где свои первые шаги в искусстве сделал не только Станиславский, но и, например, Савва Морозов.
Именно в «Секретарёвке», как называли место москвичи тогда, он находил вдохновение для создания Русской частной оперы. Там же выступал сам Островский, например, в роли Подхалюзина из пьесы «Свои люди – сочтёмся». И даже после революции традиция продолжилась: с 1917 по 1924 год зал занимал еврейский театр «Габима», где одним из педагогов служил Евгений Вахтангов.
Фото: Максим Мухин
1 минута
9 сентября 2024