13 подписчиков
С 22 августа в Доме-музее К.С. Станиславского работает выставка, посвященная Леониду Андрееву. Называется она "Леонид Андреев. Не будь Художественного театра..." Признаюсь честно, для меня Андреев - белое пятно на писательской карте России. Знала лишь о его дружбе с Горьким и о том, что его пьесы ставились во МХАТе.
Вернисаж выставки стал приятным подарком и раскрыл для меня литератора начала XX века с нескольких совершенно неожиданных сторон.
Андреев - писатель, ну с этим все понятно, хотя тут тоже не все так однозначно. Стилистика его пьес оказалась для своего времени настолько революционной и сложной в постановке, что сотрудничество с театром оказалось недолгим. Зато язык его произведений необычайно кинематографичен, и сегодня они могли бы запросто стать основой артхаусного кино. Пример такого литературного артхауса нам продемонстрировал замечательный актер мхатовской школы, ученик Олега Ефремова, Андрей Финягин, прочитав рассказ "Иностранец", хотя слово "прочитав", тут совсем не годится. Мы увидели мини-спектакль, где каждый из героев небольшого рассказа представлен зримо, выпукло, выразительно. Фактура Андрея Финягина необычайно органична для таких образцов психологической прозы конца XIX, начала XX веков. Не так давно видела его в чеховском "Черном монахе", где он просто блестяще исполнил роль Коврина. Так же легко мне представить его и героем фильма, поставленного по прозе или драматургии Андреева. Надеюсь, такой скоро появится.
Выставка стала плодом совместного творческого проекта Музея МХАТ, Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева и Музея Леонида Андреева в Бутове. Во время интереснейшей кураторской экскурсии мы узнали о детских и юношеских годах писателя в Орле, где сохранился дом, построенный отцом Андреева. Директор Орловского музея Вера Ефремова не только рассказала о детстве писателя и отношениях в семье, но и представила Андреева, как талантливого художника, работы которого хвалили такие великие мастера, как Репин и Серов, и как не менее талантливого фотографа, одного из пионеров цветной фотографии в России. Всего сохранилось 400 автохромов авторства Андреева, в коллекции Орловского музея их 56. Первые автохромы появились как раз, когда семья Андреева снимала дачу в Бутово. Героями фото становились и сам писатель и члены его семьи и окружающие пейзажи. Удивительно современно эти фото смотрятся и сегодня, а путь их реставрации был для музея долгим и непростым.
Об отношениях Андреева и Художественного театра рассказала директор Музея МХАТ Софья Грачева. Целый зал на выставке посвящен четырем пьесам Андреева "Жизнь Человека", "Анатэма", "Екатерина Ивановна" и "Мысль", постановки которых однозначно составляют неотъемлемую часть истории Художественного театра. Хотя сотрудничество с театром было сложным, у произведений Андреева были в театре свои поклонники. Большая дружба, например, связывала писателя с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой.
Новая экспозиция в Музее Станиславского буквально раскрыла для меня Андреева, как разностороннюю личность, обладателя множества талантов и при этом человека с непростой судьбой. И задача, которую ставят перед собой авторы экспозиции и целого исследования о писателе очень важная и благородная - вернуть из забвения целый пласт того многогранного культурного наследия, которым является Леонид Андреев и заинтересовать зрителей более подробно присмотреться к его многоранной личности. В отношении меня у них точно получилось.
Если что, продлится выставка до 13 октября.
2 минуты
24 августа 2024