Найти тему

Вчера мы с вами остановились на дефиците товаров или, с другой стороны, избыточной денежной массе в позднем СССР.


Кроме этой напасти, в стране с 1985 года начал расти дефицит бюджета, с 2,4% от ВВП в 85-м он увеличился до 9% в 88-м году. Причинами этого была дешевеющая нефть, снижение акцизных сборов вследствие проведения антиалкогольной кампании, рост расходов на пенсии и зарплаты и непредвиденные расходы на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы и землетрясения в Армении (я кстати, там служил в это время, все видел собственными глазами, в том числе масштаб восстановительных работ).

Жертвой попыток урезания госрасходов стали в том числе предприятия, которые с уменьшением дотаций (ведь значительная их часть была планово убыточной) начали сокращать производство. А в стране и так уже бушевал тотальный дефицит товаров. И никакие китайцы, как сейчас, не помогали с завозом в страну самобеглых тележек. Импорта в СССР вообще было совсем немного. А надо было как-то сократить разрыв между товарной и денежной массой. Или решить уравнение Фишера, имеющее вид MV=PQ, где М — количество денег в обращении, V — скорость обращения денег, Р — цена, Q — объем продаж товаров и услуг.

Нарастить товарную массу Q в условиях СССР было нереально. Увеличивать цену Р власти не хотели, опасаясь народного гнева. Чтобы сократить скорость обращения денег V, надо было как-то «стерилизовать» денежную массу. Это возможно сделать с помощью инвестиционных продуктов. Раньше власти СССР прибегали к таким вещам, народ добровольно-принудительно инвестировал в гособлигации. Так что тогда такие инвесторы были - "богатыри, не мы!"😀

Но в этот раз Министр финансов Валентин Павлов предложил просто изъять часть наличных у населения с помощью обмена на новые купюры, посчитав, что это затронет только наиболее обеспеченных людей. В отличие от поднятия цен, которое затронет всех. Поменять можно было только 1000 рублей, но, самое главное, со вкладов можно было забирать только до 500 рублей в месяц.

У моих родителей – простых инженеров большой суммы наличных не было, но на вкладе лежали деньги на новенький автомобиль, в очереди за которым они стояли. Что-то в районе 8000 рублей, накопленные за много лет. Зарплата инженера была в районе 130-150 рублей в месяц, для справки. Но даже сняв со вклада 500 рублей, потратить их на что-то было довольно сложно из-за существовавшего дефицита. И все же люди стали снимать деньги со вкладов и пытались пристроить их хоть куда-нибудь. В итоге эффект от этой «реформы» получился обратный.

Власти были вынуждены 2 апреля увеличить розничные цены в среднем на 50%. И люди, еще не оправившиеся от шока, связанного с обменом денег, получили второй серьезный шок, что повлекло за собой потерю доверия к власти. Созревал идеальный "коктейль Молотова" для взрывного роста цен. Да еще дефицит бюджета в 1991 году достиг 30,9% ВВП, который покрывался денежной эмиссией. Что в условиях шокового роста цен и потери доверия к власти является весьма благодатной почвой для "выращивания" гиперинфляции. Добавим сюда августовский путч и развал СССР к концу года, и становится ясно, что коктейль был готов, а ружье висело на стене, готовое выстрелить.

Вы пока прицеливайтесь😁, а стрелять заканчивать будем завтра.
2 минуты