Найти тему
12,3 тыс подписчиков

"Одним из важнейших образов Русской эпоса (если только не самым важным) является образ Богатыря. И его крайне важно рассмотреть в метасоциальной оптике, где различные социальные уровни выходят на метафизический, мистический уровень.

Здесь, как представляется, необходимо иметь ввиду индоарийское разделение на брахманов (священников), кшатриев (воинов) и вайшьев ( «хозяйственников» – купцов, ремесленников, земледельцев). Оно присуще не только индоарийцам, но и другим индоевропейским (и не только) народам, однако, работать с такими «устоявшимися» терминами удобнее всего.
Наиболее полно богатырский архетип (уподобление Царю Мира) выражает Илья Муромец. Этот русский былинный богатырь тридцать лет и три года пребывал в неподвижном состоянии. И только испив воды, которую дали ему калики перехожие, он стал двигаться. Здесь можно увидеть указание на некий неподвижный полюс, вокруг которого вращается весь мир. Таковым Полюсом является сверхличностный принцип, Царь Мира – Вайшванара, Агни, Белобог, Мельхиседек, Чакравартин.
Александр Дугин в своей работе «Мистерии Евразии» (М., Арктогея, 1996) делится весьма ценным соображением: «Тут важно отметить также чисто гиперборейские детали сюжета об Илье Муромце: во-первых, само его имя может быть архаическим субститутом «бога» «Ила из изначального центра Мо-уру». Во-вторых, легенда подчеркивает, что родился богатырь в селе Карачарове, что странным образом напоминает нам буддистскую «калачакру» - учение о «цикле» и «спасении», связанное с Шамбалой и явлением ее короля в конце цикла. В третьих, важно упоминание, что герой до 30 лет «сидел сиднем», что может символизировать неподвижность полюса. Таким образом, некогда неподвижный полярный Илья Муромец («Ил из Мо-уру»), пребывающий в Карачарове («Калачакре» — дословно «колесо времени»), решает покинуть свою центральную позицию (русский город Муром действительно находится в средней части нашего русского круга) и отправиться на Юг («проявиться», «вступить в сферу изменения»), где он побеждает Змия (иногда Соловья-Разбойника, убивающего свистом - хаос — и устанавливает (восстанавливает) сакральный порядок — весну и лето».
«Калики-перехожие» выступают как представители некоей инициатической структуры, которые пробуждают у кшатрия Ильи архетип Царя Мира. Вода, которой они потчуют Илью, есть некий аналог святой воды, в которой совершается крещение – то есть, инициатическое умирание ветхого человека и рождение человека нового.
Сами калики были неким святорусским богатырским орденом. В толковом словаре Владимира Даля «калика» определяется и как «странствующий, нищенствующий богатырь». В духовном стихе «Сорок калик со каликою» (Голубиная книга) они предстают «добрыми молодцами», от их зычного крика дрожит «матушка сыра-земля». Указанное стихотворение содержит данные о том, что движение «калик перехожих» было чётко структурировано - у них наличествовал институт «атаманов», обладавших значительными властными полномочиями. Кроме того, калики находились в тесной связи с церковной организацией. В «Уставе Владимира» они названы среди церковных людей. По сути дела, калики перехожие являлись неким религиозно-мистическим орденом, сочетающим странничество и нестяжательство с воинским, рыцарским служением, а также с поэтическим творчеством. При этом, орден калик явно связан с гиперборейско-нордической темой – вспомним Святого Василия Калику."(из книги Александра Елисеева "Метасоциальный аспект Русского эпоса")
2 минуты