Найти тему
57 подписчиков

Рецензия Ирины Гришиной на спектакль Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» в Александринском театре:


Режиссёр Валерий Фокин в программке значится автором спектакля, что, возможно, является данью Мейерхольду (ведь он в своих спектаклях тоже значился автором). Драматургическая основа постановки — стенограмма собрания ГосТиМа, поводом к которому стала вышедшая в газете «Правда» разоблачительная статья «Чужой театр» Платона Керженцева. Мейерхольду был вменён формализм, утверждалось, что он избрал ошибочный путь, что его театр не нужен, что это «чужеродное тело в организме советского искусства».

Постановка Фокина — своего рода реконструкция последнего периода в жизни Мейерхольда, история о закрытии созданного им театра ГосТИМа и о близкой гибели Мастера. В спектакле показана начальная точка этого пути — коллективное обсуждение, фактически — осуждение режиссёра его труппой и всеми работниками театра.

Все обвиняют Мейерхольда. Кто-то кричит, кто-то спокоен, кто-то философствует. У каждого свой «мини-моноспектакль», объединённый одним общим знаменателем — страхом, рождающим ненависть. Находится всё-таки один человек, который пытается защитить режиссёра, — это Гоарина Гоарик (Анастасия Пантелеева). Но ей вредит излишняя эмоциональность, она путается в своих же словах и вызывает смех в зале собрания.

Мастер в своём творчестве всегда был один. Остальные могут выбрать, идти ли за ним вслед.


Фото: Владимир Постнов
Рецензия Ирины Гришиной на спектакль Валерия Фокина «Мейерхольд.
1 минута