22 подписчика
Увидел интересную цитату (на фб, страница Юлии Городецкой). Чем она интересна? Обратите внимание как по-разному мы ставим акценты - здесь в цитате слова - «производные переживаний», «двойники», «первоначальные объекты».
В гештальт-терапии - незавершенная ситуация, которая повторяется так как стремится к завершению.
Ещё раз хочу обратить на это внимание - да, все как будто очень похоже, но смысл и соответственно техника - совершенно разные.
Все явления переноса являются производными переживаний, связанных со значимыми людьми раннего периода жизни, как и их поздние двойники и производные.
…Реакция переноса пациента не соответствует аналитику, но она соответствует кому-то в прошлом. Далеко не всегда мы надеемся немедленно дойти до первоначальных объектов, но мы вправе ожидать, что найдем промежуточный объект, который приведет нас, в конце концов, к источнику. Предки современной фигуры переноса появляются не в строго хронологическом порядке. …Пациент может несколько раз во время сессии переходить от современности к отдаленному прошлому. Или эмоции пациента могут оставаться фиксированными на каком-то промежуточном объекте в течение длительного периода времени, прежде чем они переместятся на какой-то другой объект. Определенная реакция переноса обычно имеет множество «предшественников», и все они должны анализироваться для того, чтобы раскрыть всю интенсивность и комплексность реакции переноса.
…Я бы хотел проиллюстрировать эти положения несколькими простыми примерами. В начале своего анализа профессор Х.' признался, что он пропускает определенные ассоциации, потому что боится, что я буду критиковать его. На самом деле он мог даже представить себе, как я насмехаюсь над ним. Эта мысль была невыносима, он страшно не хотел быть униженным. …анализ его страха быть униженным мною привел к обширной галерее унижающих его людей, которые были предшественниками и творцами его аналитика как унижающего человека. Каждый из этих предков добавлял или акцентировал, или изменял какой-то аспект его фантазий об унижении. Мы не только раскрыли те объекты, которые заставляли его испытывать унижение, но также проследили производные и предшественников каждого объекта. Мать, дразнящая его за то, что он намочил постель в три года, была одной фигурой; преуменьшающая его маленький пенис в пять лет — другой; смеющаяся над несколькими волосками на лобке в четырнадцать - еще одной. Его старшая сестра, присматривавшая за ним, когда мать уезжала, насмехалась над ним за его неадекватное сексуальное развитие до семнадцатилетнего возраста. С другой стороны, его отец заставлял его испытывать стыд, потому что он проявлял слишком большое любопытство в отношении сексуальных вопросов в пять лет и затем в подростковом возрасте.
Ральф Р. Гринсон «Техника и практика психоанализа».
2 минуты
20 августа 2024