Найти тему
4480 подписчиков

К слову о том, как классики фотографии умудрялись получать резкие фотографии, снимая стрит и репортаж без откидывающихся экранчиков и невероятно умных систем фокусировки, и почему имея максимально технологическую со всем вышеперечисленным камеру, наглядно показывающую итоговый результат, полностью полагаться на её “интеллектуальность”, отказываясь от знаний по экспонометрии, всё же не стоит.


Пост больше познавательно-развлекательный, чем информационно прикладной, хотя толика полезной истины в пику тенденции, что теперь, чтобы считаться профессиональным фотографом достаточно быть просто зрячим, в нем есть.

Сперва вопрос на засыпку с последующей поучительной историей из собственного опыта: “Вот что вы будете делать, если на важной и уникальной съемке внезапно откажет автофокус?”.

Вопрос не риторический, я через эту ситуацию прошёл лично, причём в самом разгаре свадьбы с камерой, у которой в беззеркально-дореволюционную эпоху фокус-пикинга, увы, в комплекте не было.

Первым чувством была паника. Что делать? Как снимать? За “запаской” не побежишь - движ идет, ждать никто не будет, повторить нельзя, а фотографии вынь да положь. И если б я целиком и полность полагался на все новомодные штучки совеременных камер, то впоследствии, отдавая материал, имел бы очень бледный вид.

Спасло ситуацию то, что учился я на пленочной камере, в которую в 70-х, не то, что фокус-пикинг -  автофокус не положили. И чтобы не отставать от более обеспеченных товарищей, которые к тому времени уже обзавелись “цифровиками”, я научился фокусироваться не глядя в видоискатель, просто зная гиперфокальное расстояние.

Если по-простому - это такая дистанция, рассчитав которую исходя их совокупности фокусного расстояния и диафрагмы, где все объекты в кадре будут в зоне резкости, а глубина резкости будет максимально возможной.

Есть и научное определение, включающее в себя ГРИП, фокусное расстояние, диафрагму и даже кружок нерезкости, а для точного расчета придумали целую формулу, но если я сейчас начну грузить вас расчетами, до конца поста вы точно не доберётесь, особенно если учесть, что многих само название “гиперфокал” уже порядком напугало.

Поэтому, с практической точки зрения, процесс наводки на резкость при помощи гиперфокального расстояния выглядит примерно так:

Хотите, чтобы на фотографии от переднего плана до горизонта всё было резко, а времени сфокусироваться нет - обратите внимание на шкалу фокусировки, нарисованную на объективе - ту самую, обозначающую расстояние в метрах, на которую никто и никогда не обращает внимания.

1) Выставляем нужную диафрагму. Желательно не самую открытую, потому, что, чем сильнее мы закрываем диафрагму, тем передняя граница ГРИП будет к нам ближе. Но и до f/22 не зажимайтесь, чтобы дифракция не испортила фотографию. Начните от f/8 - не ошибетесь, и попасть в фокус будет куда легче.

2) Совмещаем значение диафрагмы на шкале со значком бесконечности.

3) Расстояние, которое установилось напротив центральной черты (на многих объективах она подкрашена красным) и есть гиперфокальное расстояние.

Теперь любой объект, попавший в промежуток от половины того расстояния, что показала вам шкала, и до горизонта, на фотографии получится резким. Таким образом, снимая какой-нибудь динамичный сюжет, про фокусировку можно вообще забыть, уделяя внимание композиции и настроению в кадре.

Единственное, но шкале выставлять можно, но, во-первых, это не самый точный метод определения гиперфокального расстояния, а во-вторых, согласитесь, на новых объективах производитель всё чаще ленится рисовать эту шкалу, мол “с нашим автофокусом это не пригодится”.

Поэтому, заранее дома на всякий случай просчитали гиперфокал для всех своих объективов (есть формула, есть таблицы, есть специальные калькуляторы), и если, не дай Бог конечно, случится, похожий на мой, локальный катаклизм, вы будете готовы выйти из него победителем.

Электроника и новые фишки в камерах действительно многое решают на съемке, и пользоваться ими невероятно удобно, но вот совсем отказываться от знаний, что, да как в фотографии устроено, как по мне, не самое лучшее решени
К слову о том, как классики фотографии умудрялись получать резкие фотографии, снимая стрит и репортаж без откидывающихся экранчиков и невероятно умных систем фокусировки, и почему имея максимально...
3 минуты