18 тыс подписчиков
[History]
В ходе практически любого обсуждения боевых действий на море в 1904 году беседа часто затрагивает вопрос готовности/неготовности русского флота к русско-японской войне. Причем в ходе обмена мнений также часто касаются проблемы не только количественного состава боевых эскадр на Дальнем Востоке, а типов и характеристик кораблей, которые составили эти эскадры. Например, часто можно встретить заявления, что русскому флоту требовались броненосные крейсера по типу "Асамы", а не океанские рейдеры "Рюрик"/"Россия"/"Громобой".
И действительно, почему русский флот получил именно те корабли, которые потом вступили в бой, кто решал и как определялся состав кораблей, включенных в судостроительные программы? Где были морские офицеры, адмиралы, флагманы флота?
Оказывается вопрос "Какой флот нужен Российской империи" беспокоил не только Морское ведомство, которое в итоге и принимало решение. Этим вопросом задавались и офицеры флота.
Так в 1895 году, среди флагманов и командиров кораблей русской эскадры, находящейся в Чифу, (8 человек) был проведен опрос, который как раз и должен был дать ответ на этот каверзный вопрос.
Участникам опроса предлагалось, из различных классов кораблей составить типовой перечень морских сил, которые могут быть включены в предстоящую программу 1895 года.
Результаты опроса говорят о многом.
Почти все участники опроса составили сбалансированный состав будущих морских сил. В состав сил они включили как линейные ударные корабли (эскадренные броненосцы и броненосные крейсера), так и крейсера малого водоизмещения (до 4000 т).
Что удивительно, крейсера (6000 т), кроме З.П.Рождественского (командир броненосного крейсера "Владимир Мономах"), в состав "своих эскадр" никто не включил. Те самые "шеститысячники", которыми потом "прославился" русский флот (крейсера типа "Диана", "Варяг", "Аскольд", "Богатырь") всеми были проигнорированы.
Контр-адмирал С.О.Макаров (начальник эскадры Средиземного моря, флаг - эскадренный броненосец "Император Николай I") свою эскадру составил исключительно из 33-х (!) крейсеров водоизмещением 4000 т.
Капитан 1 ранга П.П.Молас составил морские силы также только из крейсеров: 10 броненосных и 15 "четырехтысячников".
В своих взглядах был близок к Макарову и капитан 1 ранга П.Н.Вульф (командир крейсера 1 ранга "Адмирал Корнилов"), включивший в состав "своего" флота 10 крейсеров (5000 т) и 20 крейсеров водоизмещением 4000 т.
Подобное мнение ведущих специалистов флота перед принятием судостроительной программы было символично.
Можно предположить, что в состав "респондентов" также входили: Начальник соединенных эскадр вице-адмирал С.П. Тыртов (флаг - броненосный крейсер "Память Азова), командир крейсера "Память Азова" капитан 1 ранга Г.П.Чухнин, командир броненосного крейсера "Адмирал Нахимов" капитан 1 ранга А.П.Кашерининов, командир броненосца "Император Николай I" капитан 1 ранга Д.Г.Фелькерзам. Возможно участвовали командиры крейсеров 2 ранга "Разбойник" (капитан 2 ранга И.К.Григорович) и "Рында", тогда С.П.Тыртов вместе с контр-адмиралом Е.И.Алексеевым (флаг - канонерская лодка "Манджур") осуществляли общее руководство, ))
Но это предположение.
А вот что точно так то, что к флагманам чиновники из Морского ведомства прислушивались редко, не стали прислушиваться и сейчас.
В результате, в судостроительных программах почти совсем не уделили места ни современным броненосным крейсерам (типа "Асама"/"Баян"), ни малым крейсерам водоизмещения до 4000 т ("Новик").
Если вспомнить (по данным В.П.Костенко):
-Программа 1895 года на срок до 1902 года предусматривала постройку: 5 эскадренных броненосцев, 4 броненосцев береговой обороны, 6 крейсеров 1-го ранга, 1 крейсера 2-го ранга, 5 канонерских лодок, 54 миноносцев, 2 минных заградителей и 4 транспортов;
-Дополнительная программа 1898 года для Тихого океана предусматривала выпуск к 1905 году: 5 эскадренных броненосцев, 6 КР 2-го класса, 10 КР 3-го класса, 2 минных заградителей, 36 истребителей.
Но время было упущено.
И получилось так как получилось.
А ведь все начиналось так хорошо и была надежда!
3 минуты
19 августа 2024
107 читали