Найти тему
23,1 тыс подписчиков

Отпилим еще кусочек от необъятной темы «творческий кризис».


Посмотрим вот под каким углом: случаются кризисы у художников, которые много, активно и вдохновенно рисовали, а потом почувствовали, что как бы иссякли. Потеряли смысл происходящего и ценность собственного труда. Потеряли ответ на вопрос: «Зачем всё это?».

Кризис художников-трудоголиков иногда накрывает молодых выпускников художественных вузов: бился, грыз гранит науки, пахал над этюдами к дипломной работе, защитился… И пустота.
Дерзнём назвать такой кризис не только творческим, но и экзистенциальным. Человек на какое-то время перестает видеть в своем творчестве смысл, сверхзадачу. Обнаруживает, что до этого он «ехал» на топливе тщеславия — желании получать отличные оценки, отбираться на выставки, ощущать себя «крутым». А с возрастом игры в «кто самый крутой художник» уже перестают привлекать. Человек привыкает, что гениев и талантов на свете полно и без него, плюс-минус один — погоды не сделает.

И приходится заново отвечать себе на вопрос: «Почему и для чего я рисую?». Здесь у каждого будет своё «потому». Мы хотим предложить лишь один из возможных вариантов: потому что творчество — это не только вид деятельности, но и «базовая настройка» личности.

Если творческий человек перестает творить («Пустая трата времени, маляров и так хватает»), то он превращается в гоночный автомобиль, который водят строго по сельским ухабам со скоростью 40 км/ч. Он становится вином, которое скисает до уксуса, а заодно «сквашивает» жизни близких. Человек становится тем самым микроскопом, которым полжизни забивают гвозди.

Творчество, помимо прочих смыслов, может быть самоценным. Это реализация «базовых настроек», применение себя по назначению, а не «по гвоздям». Просто заткнуть в себе поток творческой энергии и наивно верить, что ничего однажды не рванёт — небезопасная стратегия. Как в песенке про то, что «ребенок должен прыгать… а иначе он взорвётся: трах-бабах, и нет его!».

* На фото работа Анны Хопта
Отпилим еще кусочек от необъятной темы «творческий кризис».
1 минута