Найти тему

«Пришел Спас – всему час: плоды зреют», «Пришел Спас – яблочко припас», «Яблоки не родятся – так и Спаса не будет».


Яблочный спас нередко становился центральным сюжетом в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Особенно популярным сюжетом, посвященным празднику, стал сбор яблок молодыми девушками. После освещения плодов молодежь при разговении соблюдала обычай – загадывать о своей судьбе.

Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатывается первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!».

Сюжет использовался повсеместно – и в лаковой миниатюре, и в росписи фарфоровых блюд и подносов. Даже в резьбе по кости сюжет сбора яблок нашел свое органичное выражение. На крышке пудреницы художник Д. Б. Скубенко обыграл темный цвет древесины тополя белоснежной словно ажурной резьбой по кости. Застывшие фигуры женщин, окруженных плодоносными яблонями, напоминают античные барельефы с характерным для них вневременным покоем.

С особой любовью изображали художники сочные и спелые яблоки на жостовских подносах. На подносе «Яблочный Спас» мастер М. В. Лебедев зелеными яблоками в золотистых листьях обрамил пышный летний букет. Нередко яблоки изображали и с другими августовскими плодами. Например, с виноградом, как на туалетной коробочке И. А. Купелина. Это связано с тем, что традиционно, в день второго Спаса совершался особый ритуал столования. Вокруг церквей ставились столы, на которых раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки, а священник благословлял плоды нового урожая. Яблоки, освещенные в день Преображения Господня, назывались «спасовскими».

1 минута