768 подписчиков
Обратная связь высокого качества. Или как правильно высказывать претензии.
К сожалению, в жизни рано или поздно наступает момент, когда вы остро захотите высказать претензии своему партнеру. Так как отменить подобные ситуации не в моих силах, то я могу научить как это делать максимально экологично и эффективно. При условии, что вы действительно хотите от партнера каких либо изменений или исправлений, а не нацелены просто устроить скандал. В противном случае действуйте строго наоборот моим рекомендациями и скандал будет. Техника обратной связи универсальна, она хорошо подходит и для профессиональных отношений. Любой опытный и успешный руководитель использует ее. Так же так экологично давать обратную связь партнерам и коллегам психологам.
1. Дайте слово человеку. Спросите, что он сам думает о ситуации. / Варианты. Ты сам как думаешь, не помытая посуда украшает нашу кухню? Как ты сама оцениваешь свои утренние выступления?/ Вопросы нужно задавать не нападая напрямую на партнера. Из позиции скорее тренера и спортсмена или режиссера и исполнителя главной роли. Часто этого оказывается вполне достаточно и партнер высказывается в духе того, что он и сам все уже понимает и готов исправить.
2. Похвалить. Найти позитивные изменения, отметить то хорошее, что случилось или даже просто нормальное выполнение своих обязанностей. Мысленно погладить по голове. Показать, что вы видите не только недостатки, но и достоинства и даже попытки исправления. Важно не абстрактная похвала, а именно конкретная – суть в том, что вы реально видите что-то хорошее, прогресс – партнер должен четко понимать, что вы видите и отмечаете реальные вещи.
3. Собственно замечания и претензии. Но в формате того, что в общем нормально, но можно улучшить, что-то добавить. Вам бы больше понравилось именно так. Так чтобы у партнера возникло желание исправить и сделать то, что вы хотите, а не вылить на вас стакан с водой. Важно давать советы и рекомендации такие каким вы сами соответствуете, и как вы ведете себя и можете сделать, показать.
4. Завершить тоже похвалой и выразить надежду на изменение.
Подобно высказывание претензий, хотя и требует от вас на первом этапе больше усилий и времени, но в будущем обеспечивает лучшее взаимопонимание и изменения в вашем партнере идут проще, легче, с меньшим сопротивлением.
Важные нюансы.
1. Обсуждать конкретную ситуацию. В прошедшем времени (было, прошло)
2. Обсуждать недостатки в третьем лице. Снижать градус прямой атаки на человека. Говорить – Кто-то, Где-то там у нас порой./ Кажется наш шеф повар сегодня пересолил блюдо. / Не злоупотреблять третьим лицом в других контекстах разговора.
3. Не переходить на личности. Обсуждается конкретная ситуация, случай! Не обобщать: Ты всегда не моешь посуду! Ты меня не уважаешь! Ты злой и противный человек! – так нельзя.
Смысл подобного построения в том, что он позволяет избежать обычной реакции на критику, когда человек закрывается, выключается или начинает защищаться. Сочетание критики и похвалы позволяет ему легче принять второе и с большой готовностью изменяться.
2 минуты
12 августа 2024