Найти тему

Выставка «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения получила свое название не просто так — именно легендарные мотоциклы составляют ее экспозицию. Об одном из них сегодня и пойдет наш рассказ.


Братья Фрэнк и Элвин Смит — основатели небольшой английской компании Clyno («Клайно») — открыли свой бизнес в начале прошлого века, изготавливая комплектующие для велосипедов и мотоциклов.
В 1909 году появился на свет и первый собственный мотоцикл — с покупным V-образным двухцилиндровым нижнеклапанным двигателем фирмы AJS с рабочим объемом 744 куб.см. Трансмиссию братья создали самостоятельно, используя ременный привод с раздвижным шкивом — как на вариаторе. Конструкция оказалась ненадежной и была заменена на двухступенчатую — с двумя роликовыми цепями, шедшими к заднему колесу. Позже применили стандартную по тем временам трехступенчатую коробку передач.

С началом Первой мировой войны в британской армии стала использоваться мототехника, которая также поставлялась союзникам по Антанте. Тут-то и потребовался тяжелый мотоцикл для перевозки станкового пулемета Vickers («Виккерс») на боковом прицепе. В 1915 году компания Clyno получила долю военных заказов и принялась дорабатывать свою технику в соответствии с новой реальностью.
Боковой прицеп представлял собой раму с колесом: пулемет устанавливался на специальной турели, позволявшей менять высоту его расположения, что давало возможность вести круговой обстрел. Имелись, кроме того, два защитных щитка. На мотоцикле размещались запасное колесо, боекомплект, резерв бензина и масла для мотора и емкость с водой для охлаждения пулемета, а также запчасти и запас карбида для двух фар, одна из которых ставилась на крыло прицепа.

В таком виде мотоцикл отправился воевать. Боевой расчет составляли три мотоцикла — основной, второй для перевозки ящиков с пулеметными лентами, третий был запасным. Существовал еще и санитарный вариант с носилками для перевозки лежачих раненых на боковом прицепе. За время войны было изготовлено около 2 тысяч военных мотоциклов Clyno, примерно пятая часть которых попала в Российскую императорскую армию.

Сейчас Clyno-Vickers 1917 года постройки экспонируется в Музее Гаража особого назначения.

Уникальные исторические мотоциклы ждут своих почитателей на выставке «Мотолегенды» в павильоне 54 на ВДНХ.
1 минута