22 подписчика
1️⃣ / 3️⃣
У меня в ВК дискуссия продолжается. Рождаются заметки.
Итак следующий вопрос, который возник в дискуссии о бессознательном / неосознаваемом - это вопрос об интерпретации. Этот вопрос здесь очень логичен и уместен. Почему?
Давай вернемся чуть назад и поговорим еще немного о бессознательном. А точнее сосредоточимся на той позиции или роли, которую психолог стремится занять по отношению к этому явлению. Если внимательно вслушаться в «интонации» текстов где вопрос о бессознательном обсуждается мы легко заметим, что речь идет о нехватке, о дефиците или даже об изъяне, кажется, что говоря о бессознательном говорят о чем-то опасном, досадном, о том, что требует обнаружения и немедленного исправления.
Не только многие серьезные тексты звучат таким образом, но и психологическая поп-культура наполнена напоминаниями о том, что мы чего-то важного в себе не замечаем - токсичности наших отношений, манипуляций, скрывающихся поблизости психопатов и перверзных нарциссов и своего патологического влечения к ним (кстати, давно последних не было? Всех разоблачили?).
Естественно, что психолог при таком раскладе становится тем, кто бессознательное атакует пытаясь его сократить, потеснить и отвоевать территории для разума, осознанности (и видимо для рациональности).
Уж не знаю сколько уже случилось поворотов в развитии психотерапевтической мысли, которые стремились повернуть дело несколько иначе и показать тупикововость задачи, но базовой тренд остается прежним и поворотов будет еще много.
А что же по поводу интерпретации?
Интерпретация в этой борьбе призвана стать оружием психолога, которым он борется с «тьмой и невежеством», зачеркнуто - борется с бессознательным.
Дальше начинается очень сложное место в наших размышлениях потому что если мы говорим об интерпретации как интервенции терапевта - то нужно уточнить, что есть множество видов такой активности и совершенно невозможно в более детальном разговоре не уточнять о каком из них идет речь.
1 минута
10 августа 2024