17,1 тыс подписчиков
[Library]"РЯВ на книжной полке",31
Рубрика о книгах по РЯВ. Сейчас выбор уже основываться на известности книг, самые "знаковые" (те что есть) уже были рассмотрены. Если хотите вспомнить книгу - называйте. И да, воспоминания заканчиваются, хотя еще и есть, но остаются общие описания и истории кораблей. А кораблей (книг о них) - много, ).
1-26.В походе и в бою на броненосце "Адмирал Ушаков". Воспоминания, статьи, документы. Дитлов И.А. - 2019
Перед нами краткий дневник вахтенного начальника мичмана Ивана Александровича Дитлова, пережившего Цусимский бой на броненосце береговой обороны "Адмирал Ушаков". Автор в своем дневнике рассказывает основные этапы похода Второй эскадры к Цусимскому проливу. 1 и 2 главы - описание перехода от Кронштадта до Порт-Саида и от Порт-Саида до Сингапура. 3 глава - Цусимский бой, 4 глава - плен, 5 глава - возвращение из плена. Все начинается 2/15 февраля 1905 года в Балтийском море и завершается 20 марта 1906 года в Санкт-Петербурге. Дневник краткий, записи не каждый день - больше описаний бытовых будней, чем тех, которые бы касались службы и подготовки к бою. Можно согласиться со вступлением от В.В.Арбузова (вероятно) на форзаце - в книге нет деятельности которой должен был бы заниматься офицер, готовя свою технику, свой личный состав к бою и сражению. Много описания личных встреч, разговоров, мыслей, подробностей вахт, но нет боевой учебы, проверок, ремонтов, пристрелок и т.д. А ведь Дитлов командовал батарей 120-мм пушек, "под спардеком", как он пишет. Интересно, в дневнике отмечено как перед боем - "вестовые разнесли жаркое, сверху раздались звуки боевой тревоги", но упоминание пушек - впервые в дневнике. Жаркое важнее орудий?
В целом - дневник хорошо передает настроение и моральный дух на кораблях Третьей эскадры. В качестве приложений - список офицерского состава броненосца и список погибших (по послевоенным данным). Неплохие иллюстрации и фотографии, правда носовая башня "Осляби" больше на немецкую похожа, )
2-24.На пути к Цусиме. Беспримерный поход 2-й Тихоокеанской эскадры. Павлов Д.Б.- 2011.
Не помню других книг автора, но данная мне понравилась как подробностью изложения, так и необычной темой. Вообще, издательство "Вече" не особо надежное в плане хороших книг, но здесь они не ошиблись. Книга получилась не плохой, а посвящена она не "обычному повествованию" о походе русских кораблей к Цусиме, как можно было решить из названия, а скорее вопросам обеспечения этого перехода и в первую очередь работе русской разведки и контрразведки. Основное внимание здесь уделено одному из известных событий этого перехода - Гульскому инциденту и его последствиям. Рассматриваются варианты происходящего, причем достаточно с разных сторон и с привлечением ранее неизвестных "действующих лиц". Настолько интересно, что возникают сомнения в подлинности всего сказанного. Надо будет поискать дополнительные материалы и сверить. А так очень интересно. В основе книги - шесть глав авторского текста и в дополнение к нему несколько десятков документов, рапортов, телеграмм. Есть что почитать.
Одно не понятно - зачем издатели на обложку вынесли "Сисой Великий". Кстати книга в серийной обложке "Морская летопись" - была достаточно большая серия в 2010-е годы.
3-25.Мореходные канонерские лодки типа "Кореец". Катаев В.И.-2006.
Канонерскую лодку "Кореец" знает большое количество людей, но ведь кораблей данного типа (и подобного) в русском флоте было не мало. Поэтому данная книга, на мой взгляд, полностью раскрывает данную тему. Автор - известный исследователь по крейсеру "Варяг", но как видим он и "Кореец" не оставил без внимания. Подробно рассматривается строительство и испытания канонерок данного типа, затем - боевая служба этих кораблей, причем не только "Корейца" и "Манджура", но автор не забыл и лодки типа "Запорожец". Много схем, фотографий, изложение лаконичное и понятное. И конечно максимальное внимание (две главы) - участию канлодок в русско-японской войне. И бой в Чемульпо не забыт и его последующие события. Про книгу нет необходимости рассказывать - ее надо изучать. Достойное творение "Галея-Принт".
3 минуты
10 августа