Найти тему

Гастроли Приморской сцены Мариинского театра в Питере: старые песни о главном.


Мариинский балет все больше становится оплотом вечного, бесценного классического искусства. А ведь так было не всегда. Вспомним 2000-е: тут вам и Форсайт, и Баланчин, и Ван Манен, и Ноймайер, и Пети, и Роббинс, и многое другое. На фестивали приезжали Парижская опера, Нью Йорк Сити Балле, Балет Лозанны, NDT, Гамбургский балет Ноймайера. Остались от этой ярчайшей галереи спектаклей ведущих мировых хореографов и захватывающих гастрольных впечатлений рожки да ножки. Что-то от Р*********о, один балет Баланчина, «Парк» Прельжокажа… Скучно и грустно. С гастролями к нам теперь ездит Большой. Мы самодостаточны и удовлетворены полностью – классикой из прошлого и позапрошлого веков, а также ее безопасными парафразами (типа «Дочери Фараона»). В эту концепцию легко вписывается со своими двухкратными приездами в Питер «дочка» Мариинского театра - Приморская сцена.
Очередная афиша летних гастролей ПСМТ не поразила ни разнообразием, ни новизной. Все одно и то же. Исполнители меняются – да и то в основном между собой, в одних и тех же спектаклях, в разных партиях. Тут вводятся, тут выводятся. Раньше балерина танцевала Гульнару, а теперь – ого! – доросла до Медоры. Вылетела Ирина Сапожникова из обоймы, вернула в обойму.
Репертуар из года в год практически идентичен. Изменения минимальны и максимально продиктованы конъюнктурой и расчетом. Руководство Мариинки потемкинские деревни выдает за роскошь и событие. Но что событийного, скажите, в очередной редакции, осуществленной худруком балетного коллектива «второго эшелона», таких балетов как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Корсар» и т.д.? Кто еще не прикладывал руку к великим шедеврам, решив с высоты своего таланта, высокого вкуса и амбиций, что традиционные образцы этих спектаклей устарели и надо их подновить? В этом подходе нет ничего про искусство, зато много – про гордыню и сребролюбие. Единицы из большого числа современных перестановщиков классики приносят этому направлению и зрителю пользу своими редакциями – Юрий Бурлака, например. А остальные так, разводят бурную деятельность.
Что мы в итоге имеем? Один реально авторский, не лишенный обаяния балет Э. Алиева – «Тысяча и одна ночь», приятное развлекательное зрелище для всей семьи с чудесной музыкой Ф. Амирова. И ряд постановок, которые не несут ничего нового и ценного ни театру (разве что в рамках Приморского региона, где раньше балетом почти не пахло - но не на уровне балетной столицы мира!), ни публике, ни артистам. Шаблонные «Щелкунчик» (да, в хореографии Э. Алиева, но шаблон никуда не делся), «Раймонда», «Спящая»… «Корсар» можно считать более-менее самостоятельным произведением, ведь этот балет существует в разных авторских вариантах. Но в целом все двухнедельные «гастроли» Мариинки в Мариинке становятся просто заполнением пустоты на сцене и в афише, имитацией творческого процесса. Очень жаль, что хотя оперная и концертная деятельность Мариинки продолжают оставаться на самом высоком уровне, в балете вместо мировых знаменитостей и событийных спектаклей нам предлагают суррогат внутреннего производства. Это возможно один раз, дважды, но не из года в год с одним и тем же репертуаром, по две недели подряд во время отпуска основной Мариинской балетной труппы, чтобы свято место не пустовало. И приходится зрителям за большие деньги служить публикой для провинциального театра с соответствующим уровнем исполнения и репертуаром. Жаль.
2 минуты