Найти тему
177 подписчиков

​​Листовая штамповка: почему так сложно и так интересно? (оригинал статьи: https://metallmash.ru/blog/listovaja-shtampovka-pochemu-tak-slozhno-i-tak-interesno/) - окончание 3. Споттинг


И наконец, поговорим о «споттинге» и вообще сложности штампов для листовой штамповки — по сравнению со штампами для горячей объемной (это третий важнейший фактор, идущий от малой толщины заготовки). Мало кто способен понять, как описанная выше информация о FLD стыкуется с практикой — а именно, почему при изготовлении и запуске любого штампа вытяжки (и других операций тоже) для детали сложной конфигурации слесарь вручную «подгоняет» с помощью абразивного инструмента поверхности прижима, а также матрицы, спаривая ее под пуансон, используя инженерную краску («споттинг»)?

Ничего подобного мы не наблюдаем для процессов горячей объемной штамповки, где оснастка изготавливается методами механической обработки. В чем же дело? Отчего для штампов листовой штамповки все еще сохраняется этот «ремесленный» аспект ручной доводки? Скажу больше: по сравнению со штампами 70-х годов он еще и возрастает.

Раньше штампы наши предки могли получать с минимальной степенью доводки, мы же без нее обойтись не только не можем, но и эксплуатировать современные штампы без нее просто невозможно. Этот «откат назад» и возрастание степени важности ручной доводки штампов связан с определенными тенденциями в… дизайне кузовных деталей.

В конце 70-х годов появились такие направления в построении кузовов, для которых понадобились детали достаточно сложной формы, со сложными стилевыми поверхностями, перепадами формы, линиями стиля с резкими радиусами и т. п. И эти тенденции лишь усиливались с каждым десятилетием: посмотрите на боковины Audi A7; передние крылья любого люксового «кроссовера» Lexus или Volvo; двери нашей «Весты»; капот Renault Arkana. Доводка требуется, во-первых, для того, чтобы получить физически детали без складок или гофр с учетом неравномерности толщины металла при его вытяжке, которую пока что невозможно до конца промоделировать и просимулировать: компьютерная симуляция лишь показывает нам зоны потенциального утонения и разрыва металла, а также зоны его сжатия — там, где образуются гофры. Это позволяет нам оптимизировать поверхности прижима, набора формы, предусмотреть правильную конфигурацию перетяжных ребер — но этап «споттинга» и спаривания штампов по отпечатку краски никак не отменяет.

Второе, для чего требуется доводка: устранение видимых дефектов на лицевых деталях, могущих быть замеченными потребителем на готовой машине. Характерные «провалы» в зоне дверных ручек на панелях дверей; «двойные» линии стиля-перетяжки, идущие параллельно острым стилевым радиусам; некрасивые «ореолы» вокруг зоны окошек на боковинах, «шишки», волнистость на видимых фланцах багажника или капота — всё это устраняется только ручной доводкой штампа, и лишь в малой степени может быть учтено заранее в концепции штампа (пресловутая «ложная» форма, позволяющая компенсировать подобный дефект).

Чаще всего приходится работать со штампами: «весомо, грубо, зримо». Проявляется провал вокруг зоны лючка бензобака на боковине после фланцовки? Скорее всего, придется наплавлять пуансон локально в зоне провала на детали, вручную доводить, получая локальный припуск в +0,1 мм, подгонять верхний штамп (съемник) под низ, с риском получить «шишку» вместо провала. Так это и работает. Этот «ремесленный» аспект работы со штампами для «лицевых» деталей непредставим для большинства деталей объемной штамповки, и связан он с человеческим восприятием — «воспринимаемым качеством». Наверное, поэтому мы можем сказать, что в случае наружных панелей кузова листовая штамповка имеет и человеческое измерение 🙂

Тем она и сложна и интересна. #немного_матчасти #аналитика Поддержать канал:
5469550046228679
​​Листовая штамповка: почему так сложно и так интересно? (оригинал статьи: https://metallmash.ru/blog/listovaja-shtampovka-pochemu-tak-slozhno-i-tak-interesno/) - окончание   3.
3 минуты