Найти тему
4 подписчика

7 августа родился Фёдор Шехтель — русский архитектор, живописец, сценограф. Он является одним из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве и принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX–XX столетий.


Он был немцем по крови, но русским по духу. Родился в Петербурге, вырос в Саратове, а прославился в Москве. Федор Осипович любил первопрестольную, дышал ею, чувствовал этот город. Здесь он прожил всю сознательную жизнь, здесь же закончил свой земной путь.

Благодаря близости к Третьяковым и Каминскому юноша оказался в кругу творческой элиты московского общества. Ближайшими друзьями Франца в это время стали художники Левитан и Врубель (с последним они вместе учились в гимназии), а также братья Николай и Антон Чеховы, которые ввели его в литературные и издательские круги. Кстати, первый вышедший большим тиражом сборник Антоши Чехонте (то есть А.П. Чехова) «Пестрые рассказы» был оформлен именно Шехтелем под псевдонимом Финь-Шампань.

Попытка уместить творчество Шехтеля в привычные рамки уже много лет остается неразрешимой задачей для искусствоведов, ведь любая работа Федора Осиповича шире рамок привычного модерна или неоготики. Его творения можно сравнить с музыкальной импровизацией: заказчик давал основную тему постройки, а дальше архитектор разрабатывал ее, нанизывая элементы разных стилей и направлений. Он смешивал, противопоставлял, иронизировал. При этом единственным критерием был безупречный вкус художника, если, конечно, не считать бюджета и технических возможностей того времени.

Шехтель строил театры и банки, церкви и часовни, типографии, кинотеатр, вокзал, имения и дачи. А еще около трех десятков особняков. Почти всегда зодчий придумывал здания целиком — от ограды и уличных фонарей до мебели, картин, обоев и дверных ручек. Он считал, что архитектура дома и его внутреннее убранство должны быть соединены общей идеей, создавать законченную картину. В качестве лейтмотива могла выступать любая идея, близкая заказчику.
1 минута