Найти в Дзене
4805 подписчиков

Цитаты из "Природы Средиземья"


"Гэндальф
В книге он – один из Бессмертных, посланник валар. Таким образом, его зримый облик был лишь личиной, под которой он появлялся среди народов Средиземья; плащом, скрывавшим его могущество, мудрость и сострадание. Но тело его не было призрачным: оно было материальным, а значит, уязвимым для страданий и боли; он старел, пусть и медленнее, чем смертные люди, и на момент описываемых событий был сед и согбен заботами и трудами. (Около двух тысяч лет он скитался – как Серый Странник – по всем Западным землям, по большей части пешком.) В его внешности и поведении ощущалось нечто комическое и нелепое (особенно на хоббитский взгляд) – отражая чувство юмора, присущее духу глубоко смиренному. Этим юмором окрашивались даже те редкие проблески надежды и радости из сокрытого в глубине источника, которыми он одаривал тех, кого особенно любил; крепко сложенный, широкоплечий, ростом чуть ниже среднего человека, ссутулившийся под бременем лет, он, опираясь на крепкий, грубо вырезанный посох, устало брел – рядом с Арагорном*. У Гэндальфа была шляпа с большими полями, с конической остроконечной тульей, причем синяя; на нем был длинный серый плащ – но лишь немногим ниже колен. Плащ был эльфийского серебристо-серого оттенка (хотя со временем выцвел и поизносился) – как следует из общего использования термина «серый» в книге. Если бы я знал, что Полин Бэйнс собирается рисовать Гэндальфа, я бы показал ей один свой набросок, сделанный давным-давно – на нем изображен Гэндальф, идущий по тропе к норе Бильбо, в своей («потрепанной») синей шляпе, более или менее так. Или еще лучше: картинку, на которой в значительной степени основано мое представление о Гэндальфе. Это художественная открытка, приобретенная много лет назад – вероятно, в Швейцарии –она входила в набор из шести открыток с репродукциями картин немецкого художника Й. Мадленера, под названием «Gestalten aus Märchen und Sage» [«Персонажи сказок и легенд»]. Увы! Мне удалось раздобыть только одну, «Der Berggeist» [‘Кудесник’, букв. ‘Горный дух’].

*Между прочим, у Арагорна в руке посох, который гораздо больше пристал Гэндальфу – хотя нигде не упоминается, что Арагорн ходил с посохом.

На камне под сосной сидит невысокий коренастый старик в широкополой круглой шляпе и длинном плаще и разговаривает с белой ланью, которая обнюхивает его протянутые ладони. Лицо у него насмешливое, но добродушное – видно, что он улыбается, ведь хотя у него седая борода, но над верхней губой усов не растет. Дело происходит на лесной прогалине (сосны, ели, березы) у ручья; вдали вырисовываются скалистые горные вершины. С ветвей деревьев смотрят сова и еще четыре птицы помельче. На Горном духе зеленая шляпа, алый плащ, синие чулки и легкие туфли. Я поменял цвет шляпы и плаща на те, что больше подходят Гэндальфу, скитающемуся в глуши; но я не сомневаюсь, что под крышей дома, в спокойной уютной обстановке, он носил голубые чулки и туфли.
Он был другом и наперсником всех живых созданий доброй воли (I, c. 375). Он отличался от Радагаста и Сарумана тем, что не отступался от возложенной на него миссии («Я был Врагом Саурона», III, c. 294) и не щадил себя. Радагаст любил зверей и птиц, с которыми ему было проще иметь дело; он не возгордился и не возжелал безраздельной власти, но сделался нерадив и беззаботен и почти не занимался ни эльфами, ни людьми, хотя, самоочевидно, противодействовать Саурону возможно было главным образом с их помощью. Но поскольку он оставался исполнен доброй воли (хотя особой храбростью не отличался), его труды на самом деле помогли Гэндальфу в решающие моменты. Хотя понятно, что Гэндальф (наделенный большей проницательностью и сострадательностью) на самом деле куда лучше знал птиц и зверей, нежели Радагаст, и они относились к нему с большим уважением и симпатией (Это противопоставление присутствует уже в «Хоббите», Беорн, который очень любил животных, а также сады и цветы, считал, что Радагаст – парень неплохой, но толку от него явно немного)".

(c) Природа Средиземья. Часть 2. Тело, разум и дух. Глава 6. Описание персонажей. Гэндальф.
3 минуты