Найти тему
593 подписчика

К слову о Беринговом проливе.


В 1648 г. казак Семён Иванович Дежнёв и торговец Федот Алексеевич Попов вышли из устья реки Колымы на кочах (парусных судах поморов). Шесть из семи судов погибли, и лишь один коч Семёна Дежнёва добрался до тихоокеанского берега южнее устья реки Анадырь. Тем самым было доказано, что между Азией и Северной Америкой есть разделяющий их пролив.

Однако это историческое открытие не получило в тот момент должной оценки, и ещё долгое время оставалось неизвестным. Все документы о походе хранились в Якутском остроге: местный воевода не придал им большого значения, однако аккуратно подшил к делу в архиве.

Витус Беринг, датский моряк на русской службе, заново открыл пролив между Чукоткой и Аляской в 1728 г. Семён Дежнёв сотоварищи сделали это на 80 лет раньше, когда Беринг ещё даже не родился. Но увы, о результатах похода Дежнёва не знали ни в столице империи, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг.

В середине XVIII века историк Г.Ф.Миллер разбирал бумаги якутского архива. К слову, профессор Миллер писал: «Нигде не видал я столь достаточной и полезными известиями наполненной архивы, как в Якуцкой канцелярии». Там историк и обнаружил документы по экспедиции Попова-Дежнёва. Они были опубликованы в 1758 г. Академией наук и художеств. Ломоносов в 1763 г. писал о них: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой».

Историческая справедливость отчасти была восстановлена в 1898 г., когда по ходатайству Русского географического общества мыс Б. Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнёва.
К слову о Беринговом проливе.  В 1648 г. казак Семён Иванович Дежнёв и торговец Федот Алексеевич Попов вышли из устья реки Колымы на кочах (парусных судах поморов).
1 минута