Найти тему
592 подписчика

В начале XX века активно обсуждался проект постройки трансконтинентальной Аляско-Сибирской железнодорожной магистрали, превосходящей по масштабности Транссиб. Планировалось обеспечить ж/д сообщение от Парижа до Нью-Йорка транзитом через северные районы Дальнего Востока со строительством 60-километрового тоннеля под Беринговым проливом.


Проект предлагал русскому правительству французский инженер Лоик де Лобель от лица французского, а позже – американского синдикатов. Пресса громко расписывала преимущества, которые получит Россия: развитие территорий и металлургической отрасли, экономический скачок, приток инвестиций. На уровне идеи звучало красиво.
Но свои расчёты иностранцы делали весьма оптимистично, без учёта реальных трудностей строительства на малоосвоенных территориях Сибири. Выполнимость технических условий и модель окупаемости вызывали сильные сомнения. Зачем же рачительные капиталисты активно пропихивали столь сомнительный проект?

Дело вот в чём. В качестве компенсации затрат на строительство Россия должна была предоставить американскому синдикату эксклюзивное право на эксплуатацию зоны отчуждения шириной 12 км с каждой стороны на всём протяжении магистрали. Синдикат получал право владения и пользования поверхностью и недрами земли с исключительным правом разработки минеральных богатств. То есть, в случае получения концессии, синдикат отторгал бы от России около 138 000 квадратных километров территории.

Срок концессии определялся в 90 лет после ввода дороги в эксплуатацию. Разумеется, при таких условиях дорогу можно было и вовсе не строить. Или строить веками.

Ловко было придумано. Но Россия – не Панама. В марте 1907 г. Совет министров Российской империи окончательно отклонил проект Трансаляскосибирской железной дороги: «Вместо ожидаемой пользы… весь северо-восток Сибири будет расхищен в его богатствах синдикатом и на долю русских предпринимателей останется только возможность созерцания быстрой наживы иностранцев ведением чисто хищническим путём эксплуатации богатых недр земли».
В начале XX века активно обсуждался проект постройки трансконтинентальной Аляско-Сибирской железнодорожной магистрали, превосходящей по масштабности Транссиб.
1 минута