Найти тему

Великие учителя В.Х. Кандинского: Анатолий Петрович Богданов, Александр Иванович Бабухин и Алексей Яковлевич Кожевников


Сегодня мы хотим рассказать о выдающихся педагогах, сыгравших ключевую роль в становлении Василия Христиановича Кандинского, одного из виднейших психиатров и ученых своего времени. Эти учителя заложили фундамент его знаний и вдохновили на дальнейшие исследования.
 Анатолий Петрович Богданов — выдающийся ученый и общественный деятель, заведующий кафедрой зоологии, первый дарвинист в России. Богданов внес значительный вклад в создание отечественной антропологии и воспитание целой плеяды ученых зоологов и антропологов, таких как Д.Н. Анучин, В.М. Шимкевич, М.А. Мензибир. Он активно развивал первые антропологические учреждения в России, был непримирим в отстаивании позиций материализма в естествознании и критиковал теорию расизма. Благодаря его инициативе в 1865 году было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также организованы крупные выставки. Богданов заложил основы Политехнического музея и сделал многое для популяризации естественно-научных знаний.
 Александр Иванович Бабухин — основоположник московской школы гистофизиологов и бактериологов. Убежденный материалист, Бабухин пропагандировал экспериментальный метод изучения природы и верил в неограниченные возможности познания человеком. Его лекции привлекали не только медиков, но и студентов других факультетов благодаря богатому содержанию и блестящей форме подачи. Бабухин оказал огромное влияние на многих выдающихся морфологов и клиницистов своего времени. Г.А. Захарьин писал о нем: «Бабухин - это талант, сила, свет, красота».
 Алексей Яковлевич Кожевников — выдающийся невропатолог и психиатр, сыгравший большую роль в формировании воззрений Кандинского как в общемедицинских, так и в психиатрических вопросах. Кожевников был родоначальником московской психиатрии, создателем первой кафедры психиатрии и психиатрической клиники в Москве, организатором и председателем Московского общества невропатологов и психиатров. Именно от него Кандинский получил первоначальные знания о душевных заболеваниях, их проявлениях, причинах и механизмах возникновения, а также методах лечения.
 Влияние А.П. Богданова и А.И. Бабухина на Кандинского отчетливо прослеживается в его дальнейшей научной и практической деятельности в области психиатрии. Кандинский черпал опору для своих материалистических взглядов, с одной стороны, в учении Ч. Дарвина с его историческим подходом к развитию органического мира, а с другой стороны, на данные физиологии человека, изучая физиологические основы психической деятельности. Мы полагаем, что не ошибемся, если объясним влиянием концепций Г.А. Захарьина о единстве лечебной и социальной медицины тот факт, что первые публикации Кандинского в журнале «Медицинское обозрение» и его рефераты посвящены вопросам отношения лечения и организации здравоохранения.
 На выпускных экзаменах, как и по терапии, по предмету «нервные болезни с психиатрией», Кандинский получил наилучшую отметку «удовлетворительно с отличием», что свидетельствует о его уже тогда проявляемом интересе к невропатологии и психиатрии и серьезном отношении к их изучению.
 Источник: Рохлин Л.Л., "Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра В. Х. Кандинского"
Великие учителя В.Х.
2 минуты