Найти тему

Время историй. Обсуждали с родителями насущный вопрос о том, почему дети врут 🙈


Мама Ольга вспомнила случай из своего детства.

Как-то раз Ольга долго болела и не посещала школу. Когда вернулась, ее подруга и соседка по парте Лена рассказала, что их одноклассница Наташа за это время наговорила про Ольгу кучу гадостей. Мол, та уехала за границу и прогуливает уроки, а ее родители дружат с директором, поэтому обо всем договорились.

Оле было неприятно. Тем более она была в хороших отношениях со всеми ребятами, а с этой Наташей даже вместе готовила реферат по истории и всегда дружелюбно общалась. Тогда Оля решила подойти к Наташе и прямо спросить, зачем она сплетничает.

Наташа, будучи девицей не из робкого десятка, ухмыльнулась и только поинтересовалась в ответ: «А кто тебе это сказал?». От неожиданности Ольга выпалила: «Мне Даша сказала». А Даша, надо сказать, в классе была самой скромной и тихой девочкой. Тогда бойкая Наташа подлетела к Даше, схватила ее портфель, вытрясла все вещи и начала пинать по всему классу, а спустя время подговорила самых вредных учеников травить девочку.

Оля так никогда и не призналась в том, кто ей на самом деле рассказал, а ведь потом выяснилось, что Наташа проговорила эту нелепую историю только Лене, той самой подруге и соседке по парте, а она уже по секрету поведала всему классу.

Последствия лжи предугадать сложно. Сейчас, будучи мамой двоих детей, Ольга все еще вспоминает эту историю. По словам женщины, ей стыдно, но уже ничего нельзя исправить. Своих детей Ольга учит отстаивать личную точку зрения, поддерживать более слабых ребят и не бояться говорить правду.

Почему в то время Ольга соврала? Самый очевидный ответ – страх. Страх того, что Наташа начала бы травить ее вместо Даши, что Лена перестала бы с ней дружить, что весь класс ополчился бы против, и еще масса других «бы».

Вопрос о том, что побуждает детей врать, волнует и научное сообщество. Недавно международная группа ученых изучила факторы, определяющие склонность детей ко лжи.

Группу ребят попросили загадать число от 1 до 6, а затем бросить игральную кость. Если прогноз и результат совпадали, то ребенку выдавали небольшую сумму денег. В ходе тестов за участниками никто не следил, поэтому они могли быть уверены, что их ложь не раскроют.
«Если все говорят правду, то примерно одна шестая часть участников, или около 16,7 %, дали точный прогноз. Однако на самом деле более 60 % заявили, что прогноз и результат игральных костей совпали. Это, в свою очередь, означает, что нам соврала значительная часть детей», – поделился результатами эксперимента один из исследователей.
Различия в степени готовности лгать стали очевидны, когда ученые взглянули на социальное происхождение детей.

Выяснилось, что ребята из более обеспеченных семей демонстрировали большую честность по сравнению с теми, чьи родители не были богаты. Кроме того, честность зависела от теплоты воспитания и уровня доверия в семейной среде.

По словам ученых, их открытие говорит о возможности привить ребенку привычку к честности в раннем возрасте с помощью комплекса мер.

Можно ли полностью защитить ребенка от подобных ситуаций? Не можно и не нужно, потому что это важная составляющая роста и развития ребенка. Но можно и нужно научить справляться с подобными ситуациями и решать любые задачи в жизни, будь то школа, отношения с друзьями или бытовые вопросы. Помочь в этом может ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач.

✅ Занятия по ТРИЗ включены в каждую программу Маткласса, а для индивидуального обучения предусмотрены онлайн-курсы для ребят разного возраста. Выбирайте подходящий вариант и оставляйте заявку.
2 минуты