10,9 тыс подписчиков
Небольшое ответвление от статьи про путь к "автоматам", посвящённое упомянутой в ней REO Motor Car Company.
REO (читается "Рио") - это Ransom Eli Olds. Да, тот самый Олдс, от которого пошла марка Oldsmobile, изначально выпускавшаяся другой его фирмой - Olds Motor Vehicle Company, и которого многие продвигают на роль пионера конвейерной сборки автомобилей, тем самым пытаясь подвинуть с пьедестала Генри нашего Форда.
В этот спор влезать я не планирую, но отмечу, что здесь имеет место некий лингвистический казус. Олдс в 1901 году применил Assembly Line, т.е. сборочную линию, на которой одновременно собиралось сразу много автомобилей. Однако эта линия была стационарной (Stationary Assembly Line) - то есть, представляла собой стапельную сборку с несколькими постами, а не конвейер. Форд же в 1913-14 гг. впервые использовал именно подвижную сборочную линию (Moving Assembly Line), в основе которой, собственно говоря, и был конвейер. В общем, говорить, что Олдс первым применил для сборки автомобилей конвейер - немного так безграмотно: он просто первым стал собирать их не последовательно по одному, а одновременно на нескольких постах.
История о том, как и почему Рэнсом покинул свою первую компанию, на самом деле довольно мутная, но, так или иначе, в 1904 пути "Олдса"-компании и Олдса-человека разошлись: первая при новом руководстве встала на траекторию, которая впоследствии приведёт её в состав автомобильной империи General Motors, а второй в 1905 году в том же самом Лансинге, шт. Мичиган, основал вторую компанию своего имени - REO. Которая уже к 1908 году догонит и перегонит своего предшественника, заняв третье место по продажам автомобилей на рынке США - сразу после "Форда" и "Бьюика". В 1915 году сам Олдс отошёл от дел, сохранив за собой только пост председателя совета директоров - а текущие дела передав в руки Ричарда Скотта.
Как и у всего американского автопрома в целом, вплоть до Великой депрессии судьба REO была вполне безмятежной. Основу её продукции составляли дорогие "премиальные" автомобили, с периодическими "заскоками" на территорию полноценного "люкса". Самыми известными моделями этого периода были 6-цил. Flying Cloud (1927-1936, фото 2) и 8-цил. Royale (1931-1935, 3) с кузовами работы ателье Murray. К 1927 модельному году, следуя моде тех лет, компания даже запустила бюджетный "бренд-компаньон" - Wolverine (1927-1928, 4). Внешне "Росомаха" напоминала "Летающее Облако", но на деле это была типичная Assembled Car, собиравшаяся из покупных агрегатов - двигатель Continental и т.д. Значимой частью бизнеса также было производство грузовиков и автобусов на их базе.
В общем, всё было хорошо, пока не стало плохо: в 1929 году на всю отрасль обрушились последствия охватившего страну экономического кризиса. Легковое производство REO было обречено - не помогли ни краткий возврат к руководству самого Рэнсома Олдса в 1933-34, ни представленный в 1933 году "автомат" Self-Shifter. После 1936 года компания окончательно превратилась в производителя грузовых автомобилей и прочего комтранса (5 - Reo Speed Delivery 1938 года).
Пиком для неё стали годы Второй мировой войны, когда она, в числе прочего, занималась выпуском полноприводных грузовиков US6 U9 по лицензии "Студебекера" (22 204 шт. c 1944 года). Почти все они ушли по "ленд-лизу" в СССР - так что многие машины, которые у нас называли "Студерами", на самом деле были REO US6 (6, 7, 8). Опознать их можно по серийным номерам на R (US6-R200001 и далее). После войны на вооружение был принят разработанный REO грузовик M35 (9) - который по лицензии делал уже Studebaker.
Впрочем, военные контракты помогли мало - компания продолжила терять деньги, и в 1954 году производство грузовиков пошло по рукам. С 1957 года его владельцем стала White Motor Company, а в 1967 оно было слито с другим старым грузовиковым брендом, Diamond T, в марку Diamond REO Trucks (10). С 1971 года она даже на короткий срок обрела независимость - но закончилось всё банкротством в декабре 1974 года. Естественно, просто умереть такой старой и славной марке не дали. Сегодня это бренд, принадлежащий Sinotruck (CNHTC).
3 минуты
27 июля 2024
452 читали