Найти тему

Трансформация медобразования: опыт Китая (1/2)


Разберемся, почему с каждым годом будет все труднее интегрироваться с китайской системой подготовки медиков.
 
Высокий запрос к системе здравоохранения Китая сформирован большой численностью населения и его старением (по прогнозам количество людей в преклонном возрасте к 2050 достигнет 35% населения), а также стремлением страны к превосходству на международной арене.

Концептуальный сдвиг в медицинском образовании Китая заключается в переходе с российской (советской) на американскую модель, характеризующуюся междисциплинарными исследованиями, обеспечивающими результаты мирового уровня, коммерциализацию образования и научных достижений, что сопровождается слиянием медицинских и немедицинских (классических) университетов.

В части изменения содержания образования отмечается усиление дисциплин гуманитарного профиля «этика, взаимодействие с пациентом, навыки решения проблем, обучение на протяжении всей жизни, английский язык», а также цифровых технологий.

В стране действует несколько программ подготовки медицинских кадров, что обусловлено заимствованными моделями медицинского образования Советского союза и Великобритании.

В настоящее время в связи с социальным запросом на качественную медицинскую помощь и высококвалифицированных медицинских работников Китай сворачивает трехлетние программы, по которым осуществляется профессионально-медицинская подготовка кадров для сельской местности.

Высшее медицинское образование можно получить, обучаясь по 5-, 6-, 7- и 8-летним программам.

5-летние программы нацелены на подготовку практикующих врачей и позволяют получить степень бакалавра. 5-летний трек подготовки осуществляется на основе аккредитованных образовательных программ и единым учебникам. После успешного освоения пятилетней программы и трехлетнего обучения в резидентуре возможно получить степень магистра, что является комбинированной моделью «5+3».

Степень бакалавра и магистра медицины доступна при освоении 7-летней программы клинической медицины. Системно наблюдается переход от 7-летнего клинического медицинского образования к модели обучения талантов «5+3».

8-летние программы клинической медицины (EYMEP) нацелены на подготовку специалистов мирового уровня – ученых-биомедиков и преподавателей медицины для Китая, дают степень доктора медицины (MD). Восьмилетние программы доступны не в каждой медицинской школе.

Обучение в ординатуре (3 года стажировки и специализация срок обучения по которой варьируется от 3 до 7 лет) выпускниками медицинских школ осуществляется по стандартизированным программам. Выпускники медицинских школ, не получившие образование в ординатуре работают в статусе младшего врача, приобретая практические навыки у старших врачей.

Изменения медицинского образования Китая помимо интернационализации направлены и на его педагогизацию, такие аспекты, как методология преподавания (например, проблемно-ориентированное обучение, обучение на основе конкретных случаев, стандартный пациент), стандартизация учебных программ, подготовка педагогических кадров как базис образования.

В 2015 году было проведено анкетирование врачей 7 провинций Китая и представлен дизайн исследования (включая этическое одобрение и факторный анализ), ставшее основной для разработки 6-компонентной модели компетенций врача: «технические процессуальные навыки, диагностика и лечение, работа в команде и управление, общение, профессиональное поведение, профессиональные ценности».

#медобразование
2 минуты