Найти в Дзене

МУЗЫКА – ЯЗЫК МОЗГА


Евгения Квитко
 
🎵Когда-то бабушки – тогда еще молодые мамы – уговаривали своих детей заниматься музыкой. Теперь они мужественно терпят атаки дочерей и сыновей – выросших и наотрез отказывающихся учить собственных детей. «Ни за что! – кричит поколение, которое между внуками и бабушками. – Никакой скрипки! Никакого фортепиано! Хватит моих мучений!».

Я тоже говорила в 7 классе, что мои дети никогда не будут заниматься музыкой. Потом почему-то побежала, сломя голову, записывать дочь в музыкальную школу. 🎹

Бабушки, если хотите помощи в аргументации вашего желания «отдать на музыку» внуков, то предлагаю авторитетный источник: профессор Татьяна Черниговская, нейробиолог и психолингвист, доктор биологических и филологических наук. О некоторых мыслях из ее лекции я расскажу.
 
✔️Настройка нейронной сети
Черниговская убеждена, что ребенка нужно обязательно учить музыке, неважно, станет ли он музыкантом. «Это очень тонкая, изысканная настройка нейронной сети». Ребенка приучают обращать внимание на детали: звук выше, ниже, короче, длиннее. В том числе это готовит к будущему обучению письму и чтению, предупреждает нередкую сейчас дислексию.
У музыканта в мозгу происходит большая и сложная работа. 🧠Пример – человек, играющий на клавишных. У каждой руки своя техническая задача, мозг должен вести эти две партии, не путаясь, иногда с огромной скоростью. И это страшное напряжение, не говоря еще о смыслах и эмоциях.
Доказано, что у скрипачей часть мозга, которая ведает работой руки со смычком, физически вдвоебольше, чем та, которая «курирует» руку со скрипкой. То есть мозг развивает те части, которые заняты работой.
Музыка вызывает активность, меняющую серое вещество, толщину коры, организацию нервных путей в этой коре. Это сложная когнитивная, мыслительная деятельность.
 
✔️Инвестиция в старость
Доказано, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, или занимались и тем более продолжают заниматься музыкой, «могут своего потенциального Альцгеймера отодвинуть на несколько лет». Если сеть в нашем мозгу, состоящая из более чем 100 млрд нейронов, тренировать, то нейродегенеративные заболевания, при которых отмирает мозговая ткань, отдвигаются или вовсе обходят стороной.
Татьяна Черниговская:
«Если вы хотите сохранить мозг в пристойном состоянии, он должен тяжело работать».
 
✔️Думайте о точке под носом

«Думать очень сложно. Я была на медитации у Далай-ламы: нам сказали, все время думайте о точке у себя под носом, и это оказалось невероятно сложным. Мысли все время куда-то уносятся. Чтобы их удержать, нужны огромные силы. Также трудно слушать серьезную, сложную музыку. Тебя все время уносит. Ты должен весь сконцентрироваться в этой точке…»
- говорит Черниговская.

Музыка учит предельной концентрации. И нет смысла доказывать, насколько важно в жизни и профессии уметь сосредотачиваться.
 
✔️Важнее первой жизни
Известный литературовед Юрий Лотман писал: «Необходимость искусства очевидна. Она дает возможность человеку пройти не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире...». То есть искусство – это как бы вторая жизнь. И этот второй мир, нематериальный, возможно, для человека важнее материального.
В том случае, если мозг с детства подготовлени знает, что такое искусство.
«В обратном случае происходит то, что все мы видим в Эрмитаже, когда проходит кто-то с незамутненным сознанием перед Матиссом, и говорит: мой сынок четырех лет еще и не так рисует… Для него и Шостакович будет сумбуром вместо музыки, о чем сто раз было написано».
Как красиво сказала Татьяна Черниговская, «если нет человека, который умеет читать Шекспира, тогда Шекспир – это просто вещь, которая весит полтора кило».

Продолжение ⬇️

#Евгения_Квитко
МУЗЫКА – ЯЗЫК МОЗГА  Евгения Квитко   🎵Когда-то бабушки – тогда еще молодые мамы – уговаривали своих детей заниматься музыкой.
3 минуты