676 подписчиков
Мощнейшее оружие для тех, кто создает музыку
Недавно я разобрал в своем ролике различные виды слуха. Теперь хочу рассказать о другом важном навыке — переключении восприятия на свои песни.
Никогда не задумывались, почему в акустически подготовленной комнате с мониторами за $10,000 вы не слышите косяки, которые замечаете во время прогулки в парке в наушниках за $20? Что же за магия происходит, когда мы слушаем свою работу фоново, между делом, так, будто выключили тумблер "ответственного специалиста" и включили тумблер "обычного слушателя"?
А происходит следующее: мы как будто выходим со сцены, встаем в зрительский ряд и слушаем композицию целиком. Да, вы прослушали эту песню тысячу раз и знаете каждый её нюанс, но только в этом состоянии вы слушаете её как обычный слушатель. И когда вы поймали это состояние, то становится особенно ценно уловить моменты, где вы реагируете на детали так, будто наступили голой пяткой на ежа. Это может быть выбивающийся инструмент, неудачный переход, неудачный тональный баланс, мелодия утекает не туда, куда предсказывает мозг, или вы поймали себя на том, что с тридцатой секунды становится скучно, повторяемо, очевидно. Или наоборот, вас путает перенасыщение, которое может быть как вертикальным (фактурно), так и горизонтальным (от постоянно контрастирующих частей в форме).
Как это делает Рик Рубин по щелчку пальцев прямо в студии, я не знаю. Но чтобы поймать этот дзен хотя бы в костыльном виде, я рекомендую прогуляться в живописном месте в наушниках и первые минут 20 слушать качественные песни разных жанров. Обязательно задумайтесь о чем-нибудь или вспомните что-то. Когда настанет очередь вашего трека, не переключайте внимание на него, продолжайте думать о своем. Если сквозь мысленный шум начнут прорезаться колючки со стороны вашей песни, это ценно, это как раз то, что может заметить простой слушатель. Зафиксируйте эти моменты в заметках после прослушивания. Во время прослушивания просто ненавязчиво запоминайте ощущения, не дергаясь, иначе опять превратитесь в студийного специалиста.
Этот способ хорош тем, что таким образом вылавливаются только явно диссонирующие моменты. Хорошо звучащие элементы на поверхность сквозь мысли не вылезают. Если вы зафиксировали косяк, то в студии вы его тоже легко обнаружите. Главное — обратить на него внимание хотя бы один раз.
Этот способ подходит для уже достаточно вылизанных треков. Если вы будете проверять не предрелиз, а сырую демку, мысленный шум не получится.
2 минуты
25 июля 2024