Найти тему
2605 подписчиков

«Когда я первый раз предложил использовать лазеры, мне все в Эрмитаже сказали, что я шарлатан. Пришлось доказывать», — рассказывал нам вчера Игорь Карлович Малкиель. В музее он работает с 1983 года, из них последние 20 лет возглавляет Лабораторию научной реставрации драгоценных и археологических металлов, которую сам же и основал — до этого все реставрировалось только руками


Именно Игорь Карлович оказался в центре проекта, который спонсирует высокоювелирный бренд алмазодобытчика АЛРОСА, Posié (подробнее о бренде тут). Под руководством Малкиеля и на деньги марки были отреставрированы 5 табакерок и мушечниц авторства Иеремии Позье — придворного ювелира при императрице Елизавете Петровне, в честь которого бренд и назван, так что сторителлинг понятен. Игорь Карлович рулил всем процессом, и у нашей журналистско-светской группы была возможность заглянуть в одну из 9 его/эрмитажевских лабораторий. Там, конечно, не только лазеры: про технологиии подробно написала Ксения Соловьева.

Меня же интересуют музейные байки: знаю, что доступ к телу Игоря Карловича — товар штучный. Так, он показал нам ювелирный чудо-«паяльник», который берет толщину в несколько раз тоньше человеческого волоса — с его помощью за 4 дня без единой схемы в Эрмитаже собрали разломавшийся при транспортириовке готический ажурный бульдозер художника Вима Дельвуа (для сравнения, команда художника собирала гигантский, 4 на 6 метров, агрегат 4 месяца). Еще Игорь Карлович рассказал, что когда таки согласовал закупку первого лазера для музея, итальянский производитель этих машин El.en. сказал ему: «Вы ко мне еще вернетесь!», а Игорь Карлович возразил. В итоге вернулся аж 17 раз, и теперь оснащение Эрмитажа — одно из самых серьезных в мире)

Игорь Карлович, подтянутый мужчина, — фигура в Эрмитаже, сразу видно, авторитетная. У него довольно редкое attitude обаятельного, но доминирующего рассказчика. Поэтому не слишком удивительно, что Posié пригласили его исполнить главную роль в видео о реставрационном процессе (над ним работала маркетинговая команда АЛРОСА, в частности, Аня Казакова и Даша Кузнец). Ролик получился в лучших традициях высокоювелирного контента — прикрепляю его следующим постом и прошу заценить уровень продакшена: для съемок в Эрмитаж выгрузили 2 грузовика оборудования, снимали 16 часов. В итоге 5 табакерок и мушечниц (моя любимая — с вензелем Елизаветы Петровны) представлены в ролике в лучшем виде, а увидеть их и знаменитые ювелирные «букетики» Позье можно в рамках постоянной экспозиции «Бриллиантовая кладовая». Хранитель Ольга Григорьевна Костюк провела нас по сокровищнице и затизерила целых 2 ювелирных выставки с участием собрания Эрмитажа в конце 2024 года — одну в Москве, одну в Петербурге. Если вы, как и я,— поклонник изумрудов, вам понравится)
2 минуты