Найти в Дзене
4 подписчика

На новом аукционе Art Globe представляем двух выдающихся художников русского андеграунда, участников Лианозовского кружка — Лидию Мастеркову (Абстрактный коллаж из серии «Планеты», 1983) и Владимира Немухина (Тарелка Туз, 1998)


Художники много лет жили и работали вместе, учились в одной художественной школе недалеко от Парка культуры, в частности, у Михаила Перуцкого. Начиная с середины 1950-х, гражданский союз Лидии Мастерковой с Владимиром Немухиным оказал огромное влияние на творчество художницы, в результате которого она начинает все больше отказываться от фигуративности и даже от горячо любимого ей на тот момент Поля Сезанна.

В Лианозовскую группу Немухина и Мастеркову привел их друг Николай Вечтомов, они оказывались внутри удивительного сообщества художников и поэтов, стали друзьями на всю жизнь с Оскаром Рабиным и Валентиной Кропивниц­кой.

Однако основной перелом в творчестве Немухина и Мастеровой наступил в 1957 году во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Существует такое понятие в критике, как оттепельная, или постфестивальная, абст­ракция: в 1957 году после выставки в Парке культуры, где были представлены западные произведения искусства, очень многие художники начали писать абстрактные картины.

В чем особенность работ художников этого периода? Они постоянно, вплоть до расставания в 1968 году, работали рядом, буквально нос к носу, в очень тесном пространстве коммуналки. Нему­хин в то время пишет свой «Голубой день», где сквозь абстрактные формы проглядывает воспоминание о пейзаже. Мастеркова начинает писать тоже длинными мазками очень экспрес­сивные работы, но они быстро структурируются в вертикальные цветовые волны, которые складываются в направленные ввысь композиции.

В декабре 1975 года Лидия Мастеркова уезжает. Сначала в Вену, где ей удается представить свои работы тушью на выставке в Кунстлер­хаусе, в Доме художников. Тушью на бумаге она начинает работать как раз в 1970-е годы — рисует черно-белые круги, планетарные символы, и внутри каждого круга буквально одним цветом ей удается создать ощущение пространства, даже какой-то духовной субстанции. Годы спустя уже во Франции в ее живописи появляются новые коллажные мотивы из бумаги и картона. Она вырезает круги, и мотив круга становится важной частью ее искусства. Так появился представленный на аукционе Абстрактный коллаж из серии «Планеты» 1983 года. Почти все работы художницы этого периода были проданы после ее успешной персональной выставки «Восхождение к реальности», которая прошла в 1983 году в Нью-Йорке на Бродвее в Центре современного русского искусства.

Владимир Немухин всю сознательную жизнь остаётся в Москве. Впечатления от города повлияли на живописный стиль художника, привнеся в него угловатость, асимметричность и многослойность. В результате длительного творческого поиска художник нашел мотив, вновь и вновь возникающий в его произведениях на протяжении десятилетий – игральную карту. Колода становится символом таинственной и мистической неизвестности, неопределенности будущего. Едва заметная под слоем краски, занимающая центральное место в композиции игральная карта с ее формальными свойствами и глубоким символизмом стала одной из центральных тем в творчестве Немухина.


Обратите внимание: ваша ставка должна превысить эстимейт, иначе лот не будет продан.

#искусство #антиквариат #живопись #русскоеискусство #картины #мастеркова #немухин #зверев #ситников #Лианозовский_кружок #вечтомов
2 минуты