Найти в Дзене

...Сегодня поговорим о символизме картины Леонардо да Винчи «Благовещение», - начала Эми семинар...


Итак, предлагаю тоже присоединиться к семинару и рассмотреть картину подробнее.

Благовещение - очень популярный, классический сюжет в живописи, к которому обращались многие художники. Новаторством Леонардо, безусловно, является решение расположить персонажей картины в саду. До него деву Марию писали исключительно в комнате, а ангела - или в комнате, или в закрытом дворике. Замкнутое пространство было призвано символизировать непорочное лоно Марии. С одной стороны, Леонардо нарушил традицию, перенёся сюжет во дворик, с другой - его дворик тоже замкнут, огорожен зданием и низкой стеной.

За оградой художник изобразил целый мир: высокие горы, море, портовый город и корабли с высокими мачтами. Возможно, как намёк на мир, который предстоит спасти сыну Марии.
В руке архангела Гавриила белая лилия - символ непорочности девы Марии, её традиционный атрибут. И в то же время - символ Флоренции.
Таким же двойным символом будет и книга на подставке рядом с Мадонной. Её традиционно изображают с Библией. Но здесь Мария перелистывает практически прозрачные страницы Писания, которое лежит на лёгкой ткани, словно вода спускающейся к массивному мраморному основанию. Само основание тоже не случайно: это копия надгробия, созданного учителем Леонардо Андреа дель Верроккьо. Всё вместе: книга, ткань, надгробие - представляет собой символ скоротечности жизни.
Живот Марии тоже явно намеренно акцентирован для зрителя полосой контрасной золотистой ткани, перекликающейся цветом с золотыми нимбами.

В тоже время на полотне много и не символичных, а вполне точных деталей. Например, крылья архангела выписаны анатомически сходно с крыльями птиц. А двор усыпан ковром из весенних цветов. Католическое Благовещение приходится на 25 марта, и для Италии такая поляна в конце марта вполне естественна.

Но символы, зашифрованные в картине это еще не все загадки "Благовещения". Например, полотно очень долго не могли точно атрибутировать в первую очередь потому, что это одна из самых ранних работ Леонардо да Винчи, времен когда он ещё сотрудничал с мастерской своего учителя Андреа дель Верроккьо. И как работа 20-летнего начинающего художника, пусть впоследствии и признанного гением, она содержит некоторые ошибки. В ней не всё хорошо с перспективой, а правая рука Марии кажется слишком длинной. Впрочем, исследователи не сходятся во мнении, стоит ли это объяснять лишь неопытностью автора. Существует версия, что Леонардо мог умышленно допустить эти ошибки, так как писал картину на заказ для конкретного места, где не предполагалось, что на полотно будут смотреть прямо. А если выбрать точку обзора справа, то ошибки пропадают.
Так что, говоря современным языком, баг это или фича никто не знает. А как вы думаете?
...Сегодня поговорим о символизме картины Леонардо да Винчи «Благовещение», - начала Эми семинар...  Итак, предлагаю тоже присоединиться к семинару и рассмотреть картину подробнее.
2 минуты