Найти тему

​​Малый ритейл и оптимизация


В том августе мы гоняли на Дальний Восток и, как обычно по инициативе мегакреативной Оли, поехали на несколько дней в Dacamp. На самом деле, это достаточно крутая идея, которую организаторы успешно воплотили в жизнь. По факту, это тусовка местных предпринимателей, которая позволяла им общаться, дружить и договариваться в неформальной обстановке, а также просто приятно проводить время, посещая различные тренинги по развитию софт скиллов или просто обмениваясь опытом.

Люди из Москвы могут сказать: «А что нового? У нас таких мероприятий по саморазвитию как грязи. Из каждого утюга». Вот в этом и заключается проблема, которую ребята положили в основу своего бизнеса.

Из-за удалённости у локального бизнеса меньше доступа к тем тренингам, которые доступны предпринимателям из Москвы, Питера и других крупных городов. Именно поэтому у людей еще не случился передоз всякими тренингами, и поэтому на таких тусовках появляются интересные кейсы.

На одной из сессий выступал генеральный местного ритейла, который рассказал о проблеме оптимизации персонала и бережливом производстве.
Если очень по простому, то ребята хотели снизить затраты (чтобы повысить прибыльность) и повысить эффективность работы своих точек. Для этого была вызвана ударная группа из Москвы из одной уважаемой консалтинговой компании. Ребята приехали, поработали несколько дней и предоставили рекомендации, которые помогли сократить персонал на 40% и улучшить распределение задач.

Что сделали консультанты? Они применили инструменты lean management, которые на самом деле работали ещё во времена СССР. А именно, к сотрудникам торговых точек прикрепили человека с блокнотом, ручкой и секундомером, чтобы консультант а) зарисовал карту перемещений сотрудника; б) замерил и записал повторяющиеся операции (то есть составил карту рабочего времени). После этого вместе с заказчиком они увидели, что часть времени люди просто не загружены, а часть операций либо вообще не нужна, либо никак не регламентирована и выполняется неэффективно.

Как итог, консультанты нарисовали «как должно быть», прописали, какие действия сотрудника надо перераспределить, а какие убрать, и как это занести в процедуры.

Всё! В результате, увесистое сокращение ФОТ, нормально загруженный персонал (а сидящий без дела сотрудник — это опасно), улучшение работы магазинов.

Самый прикол в том, что это никакая не секретная технология, не что-то, что можно узнать только в бизнес-школах или для чего надо заплатить кучу денег консультанту. Это инструменты, которым уже десятки лет, которые использовались как в плановой экономике, так и в более привычных бизнес-предприятиях (Toyota) и которые можно легко найти в интернете.

Важно, что увиденный мной пример доказывает, что такие оптимизации процессов можно (и нужно) регулярно проводить в малом и среднем бизнесе.

Трудозатраты от предпринимателя/менеджера минимальные: пара часов на изучение инструмента, день или два на подробное изучение и замер (и тут важно себе не врать) того, что происходит, день на создание стандартов и внедрение. Требуемые усилия / время могут плавать в зависимости от размеров бизнеса, но результат в разы превышает затраты.

Карты движений и рабочего времени прекрасно подходят для предпринимателей, которые хотят сократить ФОТ, улучшить процессы и переделать оргструктуру.

Чтобы бизнесу заработать больше, нужно обязательно (и часто в первую очередь) навести порядок на своей внутренней кухне. Инструментов для этого - просто тьма 😉
​​Малый ритейл и оптимизация  В том августе мы гоняли на Дальний Восток и, как обычно по инициативе мегакреативной Оли, поехали на несколько дней в Dacamp.
2 минуты