Найти тему

Как упростить себе жизнь при подготовке к лайвам и на живых выступлениях


Большая часть проектов, с которыми я работал и которыми занимался, не были студийными. Везде подразумевалось, что музыка, которую я пишу, будет исполняться вживую. Первое время это создавало массу проблем, часто чисто технического характера. С течением времени я выработал некоторый набор принципов, которые существенно упрощают жизнь при подготовке к живым выступлениям и на самих выступлениях, коими собственно и поделюсь в этом посте.

🎛 Если вы пишите музыку, которая будет играться вживую, то сразу думайте о том, какие именно партии, как и кто будет исполнять. На каких инструментах, в каком составе будет играться трек. Думайте об этом уже на этапе аранжировки. В случае с акустической музыкой это как правило более чем очевидно. Если же у вас смешанный состав, электроакустическая музыка или вы будете играть всё сами на электронных инструментах, то лучше заранее всё продумать. Самая плохая история — это когда вы записали и полностью свели трек, а потом не знаете, как исполнить записанное со сцены.

🎛 Старайтесь максимально минимизировать количество необходимых вам инструментов на сцене, особенно если вы не мегазвезда с парой грузовиков стаффа и командой техников, которые будут всё это таскать и подключать. Можно предусмотреть два варианта: сокращённый состав инструментов, когда вы играете только основные партии с плейбеком на минимуме инструментов, и расширенный — когда вы собираете все или большую часть партий вживую. Если у вас есть личный транспорт, чтобы возить инструменты, это упрощает ситуацию. Также надо помнить, что чаще всего времени на чек вам дадут максимум час, а если речь идёт о фестивалях и опенэйрах, то может быть вообще минут 15. Так что вы должны всё успеть подключить и собрать за это время, а потом ещё и прочекаться.

🎛 Если вы играете с плейбеком, то нужно выровнять их по громкости и отстроить баланс плейбеков и инструментов в студии, на мониторах. Звукорежиссёр на лайве скорее всего будет менять баланс, но лучше, если он будет отталкиваться от вашего баланса.

🎛 Плейбеки иногда лучше свести отдельно. То есть сделать два микса — полный трек, который вы собственно выложите в стриминг и т.д. и второй микс — собственно самого плейбека. Баланс инструментов в этих двух версиях может отличаться, иногда сильно.

🎛 Чтобы лайв прошёл максимально гладко и предсказуемо, лучше смоделировать его в студии и прогнать программу минимум 3 раза от начала и до конца всем составом.

🎛 Если у вас большой сетап, и вы знаете, что времени на чек будет не много, потренируйтесь собирать и разбирать его на скорость с нуля. То есть смоделируйте ситуацию, что вы пришли на сцену, у вас всё в кофрах / кейсах и вам надо всё собрать и расставить. Засеките время, потренируйтесь. Путём повторения процедуры доведите время до приемлемого. У меня сборка основного сетапа с нуля в целом занимает 20-25 минут.

🎛 Если вы поёте, лучше приходить на лайв со своим микрофоном. Во-первых, микрофон для вокалиста — это как зубная щётка, штука по сути индивидуальная и интимная. Во-вторых, далеко не всегда вам смогут предложить такой же или адекватную замену. А если и предложат, что скорее всего он будет убитый. Шнуры для подключения всех ваших инструментов тоже желательно иметь свои, 100% проверенные и рабочие.

🎛 Индивидуальный In-Ear мониторинг при любом раскладе лучше мониторов на сцене, но он есть далеко не на всех площадках. Поэтому идеальный вариант — обзавестись собственной системой индивидуального мониторинга и ни от кого не зависеть.

Подробно процедуру подготовки к лайвам я когда-то освещал в этом посте, кто не читал, почитайте / посмотрите видео — https://t.me/Syntology/72

#лайвы #живыевыступления #советы #полезное
3 минуты