Найти тему

Правила работы психолога. Этический кодекс ч.1.


Это полезно знать именно клиентам, потому что так Вы лучше сможете настроить ход терапии и определить, где специалист превращает терапию в не терапию.

Я сам раньше нарушал часть пунктов и постепенно исправляюсь. Напишу, что сейчас поправляю в своей работе. Этический кодекс АКПП отличается от кодексов направлений с более тесным вмешательством: гештальт подхода или психоанализа.
Когнитивно-поведенческая терапия предусматривает обучение, а не предельно близкий эмоциональный контакт. Поэтому работа в КПТ проходит быстрее, а правила там чуть мягче.
Например, клиент может проходить терапию параллельно у КПТ терапевта и другого специалиста, если сведены к минимуму риски возникновения противоречий и путаницы по терапевтическим вопросам. В гештальте, специалисты выступают против консультаций с несколькими психологами одновременно. Поправьте, если читали обратное.

Нарушения в рекламе:

1. Перевирать эффективность своего подхода. Говорить, что подход уникальный, единственный доказанный, что специалист лучший в своей области. Я так не делал и делать не буду, потому что это введение в заблуждение. Ну и просто брехня. Каждому свое.

2. Говорить, что все клиенты были довольны. Клиенты не всегда могут понять эффективность терапии. Они могут быть довольны сейчас при психологе, а потом психолог не знает как повернется их отношение к нему. Сам стараюсь писать старым клиентам спустя несколько месяцев, чтобы лучше понимать картину.

3. Гарантии результата. Это тоже брехня, потому что за результат отвечает и психолог и клиент. Заставить клиента выполнять все домашние задания и идеально точно впитывать рекомендации мы не можем. Так что речи о гарантиях быть тоже не может, это манипуляция. Но спросить, насколько клиента устраивает динамика улучшений, корректировать когнитивную карту и ход обучения психолог может.

4. Размещение клиентских отзывов. Это тоже манипуляция, потому что несет серьезный риск искажения мнения клиентов о специалисте. Высок соблазн разместить хорошие отзывы, а плохие скрыть. Попросить отзыв в момент восторга и попытаться этим восторгом заразить других клиентов. Я нарушал этот пункт, оправдывая себя тем, что брал отзывы спустя время и просил говорить и про минусы. Но это все равно провокация других специалистов на манипуляцию мнением клиентов часть из которых находятся в тяжелой жизненной ситуации и могут быть уязвимы.

5. Использование вторичных потребностей клиентов в рекламе терапии. Рассказывать, какой психолог хороший отец, показывать свои успехи и тяжелую героическую историю победы над трудностями, хобби и награды в других областях. Выход из тяжелых отношений, успехи своих детей, спасение котят и т.д. Это к самой терапии не относится. Я нарушал этот пункт, когда в своих сторис показывал свою дочь. С другой стороны показать, что ты адекватный человек с нормальным бэкграундом считаю не зашквар. Скорее всего буду нарушать( Но это на грани этики психолога.

6. Использовать клиентские кейсы с фото, чтобы показать ход работы или успехи клиента. Мне периодически приходят очень милые благодарности, но я вижу в тексте этих благодарностей не самые релевантные терапии моменты. Например, доходчивое объяснение с помощью юмора в ряде подходов считается за гранью. Юмор - это обобщение и может формировать грубые убеждения-штампы у клиента. Рискованный ход, который может сработать в минус.
Разрешение клиента на публикацию отзыва не в счет, потому что он не всегда понимает что можно, а что нельзя. Клиентские кейсы помогают обучать специалистов, а не используются как инструмент рекламы.

Вот этический кодекс Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, которую возглавляет к.м.н, доцент. Д. Ковпак.


Если есть вопросы, пишите в личные сообщения и я отвечу