Найти тему

Развитие виртуозного исполнения через осознавание тела


Алан Фрейзер, пианист и Фельденкрайз практик

1. Физический жест формирует звук

Тело - это инструмент актёра или танцора. Искусство танцора заключается в жестах; язык тела актёра так же важен для его искусства, как и его речь. Метод Фельденкрайза® совершенствует их искусство путём совершенствования жеста. Музыканты используют физические жесты по-другому, чтобы извлечь звук из своего инструмента: "форма" звука составляет музыкальное искусство. Звуки, а не сами жесты, воздействуют на эмоции. Тем не менее, связь между уточняющим воздействием метода и художественным результатом сохраняется: улучшение физической организации оказывает положительное, точное воздействие на музыкальную интерпретацию.

2. Рука, шагающая по клавишам

В работе доктора Моше Фельденкрайза речь идет о функции: эффективная скелетная механика улучшает управление движением со стороны нейромоторной системы. И здесь метод Фельденкрайза предлагает пианисту еще одно специфическое преимущество: руку можно рассматривать как мини-тело - пальцы как ноги, сама рука как таз, рука как туловище, которое дышит. Учитывая эту взаимосвязь, уроки Осознавания Через Движение®, изначально разработанные с учётом скелетной механики всего тела, могут быть адаптированы к руке, чтобы вызвать аналогичные улучшения в её положении лёжа, сидя, стоя, при ходьбе, беге, прыжках и скачках на клавиатуре - или на ладовых инструментах. Несовершенство ощущений веса руки быстро становится очевидным и заменяется импульсом к динамическому равновесию.

3. Динамическое равновесие

Человеческое тело поддерживает состояние неустойчивого равновесия в положении сидя, стоя, при ходьбе и беге. И в этом оно уникально среди животных. Метод Фельденкрайза направлен на улучшение всех движений человека, но его основной задачей можно считать улучшение тонкого функционального баланса неустойчивого равновесия при элементарном сидении, стоянии и ходьбе. Рука, которая хорошо ходит, достигает аналогичной цели.

4. Хватать, чтобы не упасть

Хватание - это основное действие руки. Положите её ладонью вниз, возьмитесь за неё, и рука автоматически встанет, создавая дугообразную конструкцию, краеугольным камнем которой является пястно-фаланговый сустав - тазобедренный сустав руки. При функциональном "тазобедренном суставе" пальцы несут руку при ходьбе так же, как таз и ноги легко несут туловище. Это легко, потому что туловище сбалансировано. Ощущение веса руки вызывает чувство потери равновесия, нарушая тонкое, но мощное функционирование всей системы. Аналогичным образом хватательное действие может придать силу руке при игре на духовых, ударных и даже духовых инструментах.

5. Создание музыки с помощью всего себя: кинематическая цепь

Центральная нервная система (ЦНС) стремится стабилизировать тело, "думая", что сложные движения пальцев нуждаются в чёткой точке стабильной опоры - но это исключает неустойчивое равновесие из уравнения. В своей работе с пианистами, певцами и инструменталистами я почти всегда обнаруживаю слегка гиперэкстензионный позвоночник, когда нижняя часть спины чуть-чуть выдвигается вперед и застревает там, в попытках тела стабилизировать движения рук на инструменте или дыхание на голосовых связках. Неизбежно возникающая при этом скованность блокирует кинематическую цепь. Скелет был спроектирован так, чтобы движение передавалось по всему скелетному каркасу - в этом удивительная мудрость системы, неустойчивое равновесие. Именно это ищут практики Фельденкрайза® на занятиях по Функциональной интеграции®, когда надавливают на стопу клиента и ищут передачу этой силы в движении через весь скелет к голове.

Если у клиента возобновляются паразитарные сокращения, когда он садится, то работа практикующего Фельденкрайза была напрасной. Когда клиент учится культивировать и усиливать гибкое движение всех позвонков в положении сидя, например, практикуя три кардинальных направления движения во время игры, вся мощь скелета впервые становится доступной для творческого самовыражения.
3 минуты