622 подписчика
С именем Елизаветы Петровны связана особая страница в истории Троице –Сергиева монастыря. Именно ею, «по теплой вере и особому... усердию», 8 июля (ст. ст.) 1744 года монастырю был присвоен почетный статус Лавры. Приехавшую государыню торжественно встречали в стенах обители и преподнесли ей братину, подаренную в монастырь ее прадедом - первым царем из династии Романовых Михаилом Федоровичем.
Императрица, как и ее великий отец, одаривала монастырь не столько драгоценностями, сколько деньгами и различными привилегиями. В 1743 году Елизавета Петровна выбрала в придворные проповедники троицкого иеродиакона Арсения (Могилянского; 1704-1770). В 1744 году его рукоположили в архимандрита Лавры (1744-1752). Оставаясь настоятелем монастыря, в том же году Арсений был возведен в сан архиепископа Переславля - Залесского, затем назначен викарием Московской епархии и постоянным членом Святейшего Синода.
Положение при роскошном дворе Елизаветы Петровны обязывало владыку Арсения иметь и соответствующие священнические облачения. Судя по всему, с соизволения императрицы из нарядной серебристой парчи был сшит комплект из двух фелоней и стихаря, у которых на бархатных оплечьях в центрах жемчужных узоров вынизана латинскими буквами монограмма tsl (Троице-Сергиева Лавра), увековечившая новый статус монастыря, недавно утвержденный императрицей. Безукоризненное стилистическое соответствие новому модному стилю рококо и совершенство исполнительского мастерства свидетельствует о столичном происхождении облачений. Вышитые на них узоры стали высочайшей вершиной жемчужного низания.
Исключительной красоты рисунок на оплечьях облачений создан с учетом особенностей жемчужного шитья. Как художник воплощает красками на холсте воздушно-пространственную среду, так и вышивальщицы передавали ее сложными перевивами жемчужных бус. Для создания пластических объемов линии рисунка обведены двойными нитями, на одной из которых - более мелкие зерна. Изысканные сочетания графических контуров и сплошного низания («застила»), нежного мерцания с серебряными отсветами блесток, «рассыпанных» на холодноватом фоне бархата, создают картину изящества и роскоши.
В 1761 году Елизавета Петровна, желая вновь выразить свою любовь к Троицкой обители, распорядилась отдать эти ризы «в Печерскую лавру, с тем чтобы такие же вынизать вместо жемчугу бриллиантами». Но кончина императрицы спустя несколько месяцев помешала осуществлению этого замысла, и столь значимые в историческом и художественном плане богослужебные облачения остались в стенах ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Они представлены в экспозиции “Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой Лавры ХVIII-ХIХ веков”.
2 минуты
9 июля 2024