2335 подписчиков
«Культурные коды экономики». Александр Аузан. Часть 5.
Продолжаем разговор о России.
Есть и другие мнения. Например, Новгород и Москва были двумя центрами. Византийская культура - симбиоз греко-римской и восточной культур. Коллективизм у нас отчасти заимствованный. Община с круговой порукой попала к нам из Китая во времена монгольского ига как фискальный институт.
Так что у нас два мотора. Самый яркий пример максимальной отдачи от взаимодействия И-России и К-России – победа в Великой Отечественной войне. Без самоотверженности К-России и без придумчивости и инновационности И-России вряд ли можно было победить. В остальное время два мотора блокируют друг друга.
Двухъядерность экономической культуры, одновременное существование И-России и К-России объясняет главную психологическую и культурную проблему страны. Россия – это страна умных, но недоговороспособных людей. Недоговороспособность – центральная проблема российской жизни, и корнем ее является как раз диаметральная противоположность двух менталитетов. Разное понимание обязательств, разное обеспечение их выполнения порождают общее ощущение ненадежности и взаимного недоверия.
Две модели модернизации:
1. Западная – индивидуализм, низкая дистанция власти, низкое избегание неопределенности, институты конкуренции и демократии
2. Восточная – коллективизм, долгосрочная ориентация
У нас очень низкий спрос на институты по западному образцу, можно жить с помощью связей, решать проблемы через знакомых, и это нормально для К-России. На Востоке долгосрочная ориентация сочетается с маскулинностью, этого у нас нет. Поэтому необходимо искать свой путь модернизации по-русски, учитывая высокую дистанцию власти, избегание неопределенности, феминность, долгосрочную ориентацию и склонность к краткосрочной мобилизации.
Специфика агротехники вынуждала русских решать те же задачи, что и европейцы, за период в 2 раза меньше. Отсюда и другое отношение к вероятности достижения результата – русские «авось» да «небось», не только высокое избегание неопределенности, но готовность к крайнему риску.
В сфере финансовой грамотности люди проявляют, с одной стороны, крайнюю консервативность и избегание рисков, а с другой стороны – склонность к очень высокому риску и участию в каких-то головокружительных авантюрах, потому что «авось» да «небось» встроены в культурный код.
Эффект колеи
В 1613 г. русское государство погибло, а победило народное ополчение, которое сразу же восстановило самодержавие и крепостничество.
Пол Дэвид, феномен «QWERTY»: ошибки совершаются довольно часто, а исправляются гораздо реже, потому что существуют эффекты, которые удерживают в неверной траектории: обучение людей, привычка, оборудование.
На каком-то этапе исторического развития происходит ошибка институционального выбора, затем пытаются исправить, но институты, правила начинают отражаться в культуре. Возникает резонанс, когда культура удерживает прежние неэффективные институты, а институты не дают меняться культуре. В этом и состоит эффект колеи, и попытка покинуть неудачную траекторию приводит к тому, что сначала вроде бы происходит скачок, а потом страна будто бы ударяется головой в потолок и съезжает.
В XIV веке такой точкой принятия ошибочных решений стала эпидемия чумы, когда в западной Европе стали привлекать население, а на Руси прикрепили его к земле.
Россия хочет идти в одну сторону (частный капитализм), а идет в другую (государственный капитализм) из-за короткого горизонта принятия решений. Переходу к долгосрочному развитию мешает низкое доверие.
Три пороговых условия успешного развития:
1. В одних странах элиты пишут законы для себя, а потом распространяют на других, и эти страны становятся успешными, а в других элиты пишут законы для населения, а для себя делают исключение.
2. В одних страны элиты делают организации под персону, и это неэффективно. Эффективно делать деперсонализированные организации, рассчитанные на сменяемость.
3. Элиты всегда контролируют инструменты насилия двумя способами: делением между собой или совместным контролем.
Продолжение не за горами...
3 минуты
8 июля 2024