Найти тему
5927 подписчиков

Петр и Феврония - попытка найти документальные следы.


По всей России 8 июля отмечают День семьи, любви и верности.
В этот день, "на Петра и Февронию", особенно много свадеб. И в столице, и в провинции устраивают семейные праздники городского масштаба, с конкурсами для молодоженов и супругов со стажем.Почему же именно эта муромская княжеская чета из 13-го века, Петр и Феврония, до сих пор считается самой образцовой семьей? И какой была их история любви и верности?

«Повесть о Петре и Февронии» - единственный первоисточник, из которого можно узнать о жизни этих святых. Ее автор, московский монах Ермолай Эразм, жил на триста лет позже своих героев. Он получил задание составить житие этой муромской пары от самого патриарха. Судя по всему, автор столкнулся с тем, что не нашёл никаких исторических свидетельств о жизни Петра и Февронии, - и решил написать притчу: о таинстве брака, о добродетельной христианской чете. Стараясь сделать свою повесть увлекательной, Ермолай дополнил ее фольклорными и даже сказочными сюжетами – так в тексте появился змей-оборотень и прочие зрелищные чудеса. Но все же у персонажей повести были вполне реальные прототипы – муромский князь и его жена, которые жили в начале 13-го века.

Муромский князь Давид был союзником великого владимирского князя Всеволода Большое гнездо и управлял Муромским княжеством с 1208 по 1228 год. В лицевом летописном своде середины 16-го века говорится о кончине князя Давыда 1228-м году и о том, что перед смертью он принял постриг и великую схиму. Многие исследователи полагают, что муромский князь Давыд и описываемый в повести о святых князьях Петре и Февронии муромский князь Пётр – одно и то же лицо. Кроме того, историки пришли к выводу, что основной сюжет повести – счастливый брак знатного князя и простой крестьянки – имеет особый подтекст. Это намек на современную автору политическую и династическую ситуацию.
Николай Асонов, кандидат исторических наук:
Год написания повести - это 1547 год. В январе 47-го года венчается на царство Иван Грозный. А в феврале 47-го года Иван Грозный берёт в жёны Анастасию Романову. И мы с вами должны вспомнить, что Анастасия Романова была из, как тогда говорили, захудалого дворянского рода. И это вызвало большое противодействие со стороны вотчинных олигархов, которые стремились через женитьбу одной из дочерей, так сказать, утвердить свою власть и подчинить своим личным местечковым выгодам молодого царя. И задачей Ермолая Эразма было показать через это житие, что настоящий союз, который поможет укрепиться государству российскому, предотвратит его новую раздробленность и сохранит веру православную, лежит именно в союзе центральной власти с дворянством, служилым сословием, как тогда говорили, и простолюдинами.
В городском музее Мурома всю «Повесть о Петре и Февронии» можно «прочитать» в картинках – клеймах масштабной иконы семнадцатого века. Эпизод первый – битва Петра со змеем. Пётр избавил город и княгиню от змея-оборотня, а на себя навлёк болезнь, покрылся язвами и струпьями. Врача для князя искали на Рязанщине, которая тогда славилась своими целителями. И только одна девушка, Феврония из деревни Ласково, дочь собирателя меда, - смогла вылечить Петра. Причем, с условием, что он женится на ней. Пётр согласился, но обещания не сдержал. Он пытался ускользнуть, послал девушке дары, а сам вместе со свитой отправился обратно в Муром. Отъехав на какое-то расстояние, он снова покрылся струпьями. Окончательно исцелить князя могло только обретение им «второй половинки», то есть женитьба на Февронии. В конце концов, неравный брак состоялся – крестьянка стала княгиней.

Продолжение следует.

Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":


подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
Петр и Феврония - попытка найти документальные следы.  По всей России 8 июля отмечают День семьи, любви и верности. В этот день, "на Петра и Февронию", особенно много свадеб.
3 минуты