Найти в Дзене
2332 подписчика

«Культурные коды экономики». Александр Аузан. Часть 3.


Есть 33 🔥. Идем дальше.

Код конкурентной специализации.

Герт Хофстеде разработал методику создания портрета нации и сформулировал закон конкурентной специализации наций.

Основные характеристики, которые позволяют выявить сходства и различия наций (звездограммы):

1. Индивидуализм/коллективизм. Ярко проявляется в спорте, туризме, инновациях. Я-мы.

2. Дистанция власти. Косвенно выражается высотой памятников, влияет на возможность или невозможность мобилизации общества.

3. Избегание неопределенности. Как бы чего не вышло...

4. Маскулинность/феминность. Маскулинность – это напористость, готовность следовать плану и соблюдать инструкции, а феминность – это высокая адаптивность, способность каждую ситуацию решать как уникальную.

5. Долгосрочная ориентация – настроенность на значительные перемены в обществе.

Три основные причины разнообразия экономических культур:

1. Язык.
Гумбольдт: «Язык – это не средство коммуникации, как все думают, а способ мышления, определяющий поведение».
Например, в индивидуалистической культуре нельзя выкинуть из предложения личное местоимение. В высококонтекстных культурах предполагается многое, что не проговаривается (Россия). Низкоконтекстные культуры основаны на прямой логике, что в тексте, то и правильно, ничего добавить нельзя (Англия).

2. Климат и связанные с ним методы агротехники. В крайне жарком и холодном климате формируются феминные нации, в благоприятном климате – маскулинные, так как здесь выше конкуренция, поэтому напористость и стремление довести план до конца становится постоянным свойством и условием выживания. А, например, рисоводство требует последовательного соблюдения алгоритмов, стандартов. Пашенное же земледелие со сменой полей способствует креативности.

3. История.
Для культур характерны маятниковые движения от сближения к отдалению. Существует культурная дистанция, несущая как возможности, так и препятствия для сотрудничества.

Что делать?
1. Надо научиться понимать непохожесть других людей.
2. Надо находить применение собственной идентичности.

В следующей части рассмотрим портрет России.

1 минута