Найти в Дзене
2333 подписчика

«Культурные коды экономики». Александр Аузан. Часть 3.


Код конкурентной специализации, или закон Хофстеде.

Герт Хофстеде разработал методику создания портрета нации и сформулировал закон конкурентной специализации наций.

Основные характеристики, которые позволяют выявить сходства и различия наций (звездограммы):

1. Индивидуализм/коллективизм. Ярко проявляется в спорте, туризме, инновациях. Я-мы.
2. Дистанция власти. Высота памятников, возможность мобилизации.
3. Избегание неопределенности.
4. Маскулинность/феминность. Маскулинность – это напористость, готовность следовать плану и соблюдать инструкции, а феминность – это высокая адаптивность, способность каждую ситуацию решать как уникальную.
5. Долгосрочная ориентация – настроенность на значительные перемены в обществе.
Три основные причины разнообразия экономических культур:
1. Язык. Гумбольдт: «Язык – это не средство коммуникации, как все думают, а способ мышления, определяющий поведение». Например, роль личного местоимения: нельзя выкинуть местоимение в индивидуалистической культуре. В высококонтекстных культурах предполагается многое, что не проговаривается. Низкоконтекстные культуры основаны на прямой логике, что в тексте, то и правильно, ничего добавить нельзя.
2. Климат и связанные с ним методы агротехники. В крайне жарком и холодном климате формируются феминные нации, в благоприятном климате – маскулинные, так как здесь выше конкуренция, поэтому напористость и стремление довести план до конца становится постоянным свойством и условием выживания. А, например, рисоводство требует последовательного соблюдения алгоритмов, стандартов, пашенное земледелие со сменой полей способствует креативности.
3. История.
Для культур характерны маятниковые движения от сближения к отдалению. Существует культурная дистанция, несущая как возможности, так и препятствия для сотрудничества.
Что делать?
1. Надо научиться понимать непохожесть других людей.
2. Надо находить применение собственной идентичности.
1 минута