Найти тему

Всем привет! ☀️


Погрузилась тут на днях в теорию Гальперина и решила поделиться с вами.

Что это за теория такая?
Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная Петром Гальпериным, говорит о том, что любое сложное действие можно разбить на несколько этапов. Это помогает лучше понять и усвоить материал.

🔸 Как это можно применить?
По факту, большинство из вас ее так или иначе уже применяет. Кто-то по наитию, кто-то вывел опытным путем, кто-то перенял от наставника в образе постулата "должно быть вот так", ну а кто-то, возможно, решил как и я докопаться до истоков.

🔸 Как эта теория выглядит?

Согласно теории Гальперина, в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов:

1️⃣ Этап мотивации: Создаем личностное отношение к усвоению действий. Важно объяснить, зачем это нужно и как это поможет в жизни.
2️⃣ Формирование ориентировочной основы: Здесь важно ознакомить учащихся с будущими действиями и итоговыми требованиями на практике. Это своеобразная "карта" действий.
3️⃣ Этап материальных или материализованных действий: На этом этапе происходит практическое освоение действия с использованием реальных предметов или их заместителей. Например, можно использовать ролевые игры или модели.
4️⃣ Этап внешнеречевых действий: Начинаем процесс интериоризации, то есть переносим действие во внутренний план. Здесь ученики проговаривают действия вслух. Можно организовать учеников в группы и предложить совместное выполнение заданий/практики или просто получить обратную связь от одногруппников по уже выполненной практике (например в бадди-группах)
5️⃣ Этап внутренней речи: Теперь выполнение действия не требует внешней речи и переносится во внутреннюю речь, то есть "про себя". Это когда ученик выполняет задание и ему еще пока требуется контролировать последовательность действий (например, следовать алгоритму, который вы ему предоставили в учебных материалах)
6️⃣ Этап умственных действий: Действие автоматизируется и уходит из сферы сознания, становясь привычкой. Этот этап наступает не сразу, нужно несколько регулярных повторений алгоритма, чтобы он стал привычкой.

🔸 Пример применения

В теме управления личными финансами:
▫️ Мотивация: Объясняем, зачем важно управлять финансами, почему это не страшно, не сложно и т.д.
▫️ Ориентировка: Изучаем основные финансовые термины, алгоритмы, примеры и другую базу.
▫️ Практика: Создаем бюджет на бумаге или в приложении.
▫️ Проговаривание: Обсуждаем, как лучше планировать расходы и доходы и/или получаем обратную связь на уже готовый план. А еще можно "защитить" созданный план перед одногруппниками, т.е. объяснить почему план был составлен именно так.
▫️ Внутренний диалог: Мысленно проходимся по алгоритму планирования и планируем бюджет на следующий месяц.
▫️ Автоматизация: Планирование бюджета становится привычным и естественным процессом, после его встраивания в привычное течение жизни (например в конкретный день).

(это как один из вариантов, чтобы продемонстрировать пример, в каждой конкретной программе даже на одну тему, этапы могут звучать по-другому, поскольку ориентир - всегда на результат программы)

🔸 Почему эта теория важна?

Эта теория помогает структурировать процесс обучения, делая его более понятным и последовательным. Она позволяет глубже понимать материал и уверенно применять знания на практике.

P.S.: Вот такой материал получился 😌 Делитесь в комментах применяли? Ведь по-любому использовали при проектировании, но даже не задумывались, что "велосипед" уже придуман ооочень давно.
——————
🔗 Подписаться на канал Методолог | Елена Астахова
2 минуты