Найти тему

Два года назад умер Александр Иосифович Барановский, доктор экономических наук, профессор и ректор Омского экономического института.

Мне повезло работать с Барановским, что называется, бок о бок более двадцати лет. Он относился к той категории советских руководящих кадров, которые были и в прежнее время эффективными управленцами, делали общее дело каждый на своем месте, но в 1991 году не по своей воле вынуждены были кардинально поменять свою профессиональную карьеру. Александр Иосифович оказался в сфере образования и снова принял делать дело – организовывать, выводить из кризиса, развивать…
В последние годы мы с ним много говорили о жизни – о его интересной жизни, и я собирался написать о нем книгу, как о человеке, в судьбе которого так ярко отобразилось время. Барановский передал много фотографий и личных материалов, но поставил условие – книгу написать после его смерти. Постараюсь, чтобы такая книга была опубликована.
Но сегодня хотелось бы сказать о научном наследии Барановского. В течение пятнадцати лет, с 2000 до 2015 года был осуществлен интересный проект – Омский экономический институт, на базе которого возникла целая научная школа инновационного образования. Начинался он как обычный проект негосударственного вуза, но в его основания сразу были положены идеи Александра Иосифовича о сущности современного профессионала. Главная идея состояла в том, что специалист должен не просто обладать профессиональными навыками, но и быть приобщенным к особой культуре профессиональной корпорации, существующей на ценностях творчества, инициативы, постоянного самосовершенствования. Заметьте – это начало претворяться в практику задолго до того, как громко заговорили о компетентностной парадигме в высшем образовании. В 2005 году первый опыт был обобщен в нашей совместной монографии «Инновационный вуз на рынке образовательных услуг», которая, к нашему удивлению, собрала довольно много цитирований в РИНЦе.
Сегодня проблема инновационного образования приобрела особенно актуальное значение, благодаря поставленной президентом задаче обладания Россией «технологического суверенитета». Выясняется, что для «суверенизации» высоких технологий нужно не просто высококвалифицированные кадры и научные работники, но и высокий уровень профессиональной корпоративной культуры, которая развивается в тесном сотрудничестве образовательных и научных организаций с потенциальными работодателями. Сегодня такого сотрудничества не наблюдается, в том числе из-за хаоса, творящегося в сфере высшего образования и недержания по части реформирования в руководстве отрасли.
Сегодня Омский экономический институт и его опыт очень пригодились бы. Но увы! – в 2015 году административный каток Рособрнадзора прошелся по всем негосударственным вузам России, и под уничтожение попали не только «вузы-однодневки», но и множество интересных проектов, не вмещающиеся в прокрустово ложе единых госстандартов.
Остались научные работы – в РИНЦе и сегодня можно найти более тысячи научных публикаций, тридцать из которых входят в ядро РИНЦ, сделанных самим Барановским и членами его команды. Значительная часть этих работ осуществлена в рамках научной школы инновационного образования.
И это – самая большая и долгая память о самом Александре Иосифовиче.
2 минуты