Найти тему
39 подписчиков

О практике социального служения.


1. Что такое социальное служение в Русской Православной Церкви? В нашей церкви есть синодальный отдел по делам благотворительности. Трудами владыки Пантелеймона появилась служба “Милосердие”, которая объединила под своим крылом множество различных проектов помощи нуждающимся. Все эти проекты начинались с малого, с чьей-то частной инициативы, и уже затем разрослись в довольно большие центры помощи по самым разным направлениям. Так различная помощь бездомным превратилась в целый ангар спасения, где бездомные могут помыться, постричься, побриться, всегда будут накормлены, а зимой согреты. Так дом для мамы стал целой сетью небольших временных приютов, к которых молодые матери, попавшие в трудную жизненную ситуацию могут найти себе кров. Так можно сказать про любой из проектов – начатый с малого, он стал чем-то большим. И всё это существует на пожертвования простых людей, государство помогает очень ограниченно. По необходимости появляются новые задачи – так в начале СВО появилась необходимость в помощи беженцам, и был создан соответствующий штаб.
2. Для чего нужна практика социального служения? Точного ответа на этот вопрос нет. Это относительно новая вещь в рамках становления священнослужителя. Новопоставленного диакона знакомят с тем, что делают люди… как бы это сказать… преисполненные любви. Человека, ступающего на путь духовного служения проводят  не только через богослужение во время сорокоуста, но и через “добрые дела”, без которых вера, как известно мертва.И я очень рад и благодарен Богу и Церкви за то, что у меня такая практика была.
3. Что должен делать практикант? Я вас, наверное очень огорчу, но в общем-то ничего особенного. В основном – слушать. Большая часть практики социального служения – это экскурсии, на которых отвественные за своё направление подробно вам расскажут, чем именно занимаются, какие трудности есть в их работе, проведут по занимаемым помещениям. Общение это душевное, везде встречают с любовью, предлагают напоить чаем, готовы ответить на любой вопрос. Поэтому умение слушать в этой практике – самое главное. Всего два задания было у меня, которые требовали от меня большего. Первое из них – беседы в паллиативном отделении больницы святого Алексея. О них я писал в одной из заметок. Задание непростое, потому что не знаешь о чем говорить, не знаешь, как подойти, боишься задеть. Здесь тоже нужно уметь слушать, а иногла и что-то сказать. Эти беседы останутся в моём сердце навсегда. Второе – провести беседу для бездомных в ангаре спасения. По большому счету это был мой монолог о книге Иова, не более.
4. Отвечая на один из вопросов, который мне задавали по практике – нет четкого плана не было. В расписание были включены только Богослужения С суботы на воскресенье и с воскресенья на понедельник и посещение паллиативного отделения. Всё остальное я включал в план по мере обзвона отвественных за то или иное направление. Так очень удобно получилось совместить в один день Ангар спасения и штаб помощи беженцам, которые находятся совсем рядом друг от друга, а так же и некоторые другие места. И напротив – В Марфо-Мариинской обители беседы с новопоставленными проходят только по средам, и мне пришлось два дня быть в ожидании, так как всё остальное я успел уже пройти. Как раз в эти дни я приболел, так что удачно вышло.
5. Про богослужение. Так получилось, что службы была только воскресное – всенощная с молебном и литургия. Вторая, которая должна была состояться сразу после, в последний момент отменилась – оказалось что её нет в расписании храма. Немного расстроился, что не удалось послужить в Марфо-Мариинской обители – когда я туда приехал, узнал, что служба в этот день была.
6. Продолжительность практики во многом зависит от расторопности практиканта. Если всё удачно совпадёт, то, думаю, можно пройти дней за шесть. У меня это заняло восемь.

#практикасоциальногослужения
3 минуты