Найти в Дзене
493 подписчика

Лихтер. В Архангельском порту, из-за мелководья устья Северной Двины, для разгрузки или догрузки морских купеческих судов с осадкой более 4 м (14 футов) при переходе через бар (фр. barre «мель»  - песчаная подводная отмель отгораживающая устье реки от моря) использовали специальные плоскодонные трехмачтовые баржи - лихтеры (нидерл. lichter). Архангельские лихтеры обычно были в длину около 15-18,5 м (50-62 фута), в ширину 4,2 - 5,5 м (14-18,2 фут.) и глубиной 2,7 - 3,6 м (9-12 фут.). Лихтер имел большой вместительный трюм, который позволял взять на борт от 147 до 196,5 тонн груза (9000-12000 пудов). При такой нагрузке судно имело осадку всего 1,5 - 2 м (4-7 фут.)

Лихтеры строились из соснового, а некоторые части из елового леса. Первоначально верфь для лихтеров располагалась в семи верстах ниже по течению от Архангельска при истоке реки Маймакса, но потом строительство полностью перенесли в город Онегу. В целом, эти суда мало чем отличались от лодей. Над бортами по всему судну делались перила. Подводную часть тщательно просмаливали, а надводную часть выкрашивали черной краской. В том месте, где начинались борта - проводили белую полосу. Судно имело три мачты, а позади грот-мачты порой устанавливали шпиль для подъема тяжелых грузов. На лихтере имелись два двухлапных якоря весом 147,4 кг (9 пудов). Для поднятия якорей использовали бра́тшпиль (горизонтальный ворот) с пеньковыми канатами 105 - 170 м (5-80 саж.). При судне было три и более карбасов, а управлялся лихтер при помощи 5-6 человек.
В Архангельске лихтеры использовались не только по прямому назначению. Из Онеги в Архангельск на этих судах перевозили доски и прочие пиломатериалы с онежских лесопильных заводов. В конце 19 века лихтер при полном оснащении стоил 515 рублей серебром. Срок службы составлял 15 лет.

Источник: Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859
Лихтер. В Архангельском порту, из-за мелководья устья Северной Двины, для разгрузки или догрузки морских купеческих судов с осадкой более 4 м (14 футов) при переходе через бар (фр.
1 минута